Как проверить двигатель мультиметром

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Электродвигатели применяются во многих бытовых устройствах, поэтому если прибор, в котором установлен агрегат начинает барахлить, то, во многих случаях, диагностические мероприятия следует начинать с прозвона обмотки движка. Как прозвонить электродвигатель мультиметром, и сделать это правильно, будет подробно описано ниже.

Как прозвонить: условия

Прежде чем проверить электродвигатель на неисправность, необходимо убедиться в том, что шнур и вилка прибора абсолютно исправны. Обычно об отсутствии нарушения подачи электрического тока в устройство, можно судить по светящейся контрольной лампе.

Убедившись в том, что электрический ток поступает к электродвигателю, необходимо осуществить демонтаж его из корпуса устройства, при этом сам прибор должен быть полностью обесточен, во время выполнения данной операции.

Проверка якоря и статора электродвигателя производится мультиметром. Последовательность измерений зависит от модели электрического агрегата, при этом, прежде чем прозвонить электродвигатель, следует убедиться в исправности измерительного прибора.

Наиболее частой «поломкой» мультиметров является уменьшение заряда батареи, в этом случае можно получить искажённые результаты замеров сопротивления.

Ещё одним важным условием для того чтобы прозвонить электрический агрегат правильно, является полное приостановление каких-либо других дел и полностью посвятить время на выполнение диагностических работ, иначе можно легко пропустить какой-либо участок обмотки электродвигателя, в котором и может быть причина неполадок.

Прозвонка асинхронного двигателя

Данный вид электродвигателя довольно часто используется в бытовых устройствах работающих от сети 220 В. После демонтажа агрегата из прибора и визуального осмотра, при котором не будут обнаружено короткое замыкание, диагностика осуществляется в такой последовательности:

  1. Произвести замеры сопротивления между выводами двигателя.
    Данная операция может быть осуществлена мультиметром, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 100 Ом. Исправный асинхронный двигатель должен иметь между одним крайним и средним выводом подключаемой обмотки сопротивление около 30 — 50 Ом, а между другим крайним и средним контактом — 15 — 20 Ом. Данные измерения указывают на полную исправность пусковой и основной обмотки агрегата.
  2. Провести диагностику утечки тока на «массу».
    Чтобы прозвонить агрегат на утечки электрического тока, необходимо перевести режим работы мультиметра в положение измерения сопротивления до 2 000 кОм и поочерёдным соединением каждой клеммы с корпусом электродвигателя определить наличие или отсутствие повреждения изоляции. Во всех случаях, на дисплее мультиметра не должно отображаться каких-либо показаний. Если для измерения утечки используется аналоговый прибор, то стрелка не должна отклоняться в процессе проведения диагностических манипуляций.

Если в процессе измерений были выявлены отклонения от нормы, то агрегат необходимо разобрать для более детальных исследований. Наиболее распространённой поломкой асинхронных электродвигателей является межвитковое замыкание.

При такой неисправности, прибор перегревается и не развивает полной мощности, а если эксплуатацию устройства не прекратить, то можно полностью вывести из строя электрический агрегат.

Чтобы прозвонить межвитковые замыкания, мультиметр переводится в режим измерения сопротивления до 100 Ом.

Необходимо прозвонить каждый контур статора, и сравнить полученные результаты. Если величина сопротивление в одном из них будет существенно отличаться, то таким образом можно с уверенностью диагностировать межвитковое замыкание обмотки асинхронного электродвигателя.

Как прозвонить коллекторный двигатель

Коллекторный агрегат также можно прозвонить мультиметром. Данный тип электродвигателей используется в цепи постоянного тока.

Коллекторные двигатели переменного тока встречаются реже, например в различных электроинструментах. Наиболее качественно прозванивать такие изделия можно в том случае, если полностью разобрать электрический двигатель.

Проверить якорь электродвигателя, а также прозвонить обмотку статора можно будет с помощью мультиметра, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 200 Ом.

Наиболее часто статор коллекторного агрегата состоит из двух независимых обмоток, которые и требуется прозвонить мультиметром для определения их исправности.

Точное значение данного показателя, можно узнать в документации к электродвигателю, но о работоспособности обмотки можно судить в том случае, если прибор покажет небольшое значение сопротивления.

В мощных двигателях постоянного тока электрооборудования автомобиля, значение сопротивления статора будет настолько малым, что его отличие от короткозамкнутого проводника, может составлять десятые доли Ома. Менее мощные устройства имеют сопротивление обмотки статора в пределах 5 — 30 Ом.

Для того чтобы прозвонить мультиметром обмотки статора коллекторного электродвигателя, необходимо соединить щупы измерительного прибора с выводами данных обмоток. Если в процессе диагностических мероприятий будет выявлено отсутствие сопротивления даже в одном контуре, дальнейшая эксплуатация агрегата не осуществляется.

Ротор коллекторного электродвигателя состоит из значительно большего количества обмоток, но проверка якоря не займёт много времени.

Для того чтобы прозвонить эту деталь, необходимо включить мультиметр в режим измерения сопротивления до 200 Ом и расположить щупы мультиметра на коллекторе таким образом, чтобы они находились на максимальном удалении друг от друга.

Таким образом щупы займут место щёток двигателя и одну из нескольких обмоток якоря можно будет прозвонить. Если мультиметр покажет какое-либо значение, то не снимая щупов измерительного устройства с коллектора, следует провернуть слегка ротор, до момента соединения следующей обмотки со щупами устройства.

Таким образом проверить обмотку можно без особых усилий. Если мультиметр покажет примерно одинаковое значение сопротивления каждого контура, то это будет означать, что якорь устройства абсолютно исправен.

Для того чтобы правильно прозвонить данный тип двигателя, необходимо осуществить проверку возможной утечки электрического тока на «массу».

Это нарушение может привести не только к выходу из строя электродвигателя, но и к увеличению вероятности получения электротравмы. Проверить якорь и статор коллекторного двигателя на пробой не составит большого труда, для этого необходимо включить режим измерения сопротивления до 2 000 кОм. Для проверки статора достаточно подключить одну клемму к корпусу, а вторую к одной из обмоток.

Чтобы прозвонить эту часть электродвигателя правильно, во время выполнения данной операции запрещается прикасаться руками к металлической части щупов мультиметра, или к корпусу статора и проводки измеряемого контура.

Если не придерживаться этого правила, то можно получить ложноположительные результаты, так как через тело человека будет проходить достаточный электрический потенциал. В этом случае мультиметр покажет сопротивление человека, а не «пробой» между корпусом статора и обмоткой.

Аналогичным образом измеряется и возможная утечка электротока на корпус якоря электродвигателя.

Чтобы прозвонить отсутствие «пробоя» на массу устройства, необходимо поочерёдно присоединять щупы мультиметра к корпусу и различным обмоткам ротора электромотора.

Для того чтобы прозвонить различные типы электродвигателей с помощью мультиметра, необходимо приобрести мультиметр, который имеет режим измерения сопротивления.

Сверхточность, при осуществлении подобных действий, не требуется, поэтому можно с успехом использовать дешёвые китайские устройства. Прежде чем прозвонить обмотки двигателя мультиметром, необходимо убедиться в его исправности.

Следует также иметь в виду, что неисправность электродвигателя может иметь различные признаки. Даже в том случае если электрический прибор находится в рабочем состоянии, но обороты двигателя не достигают максимального значения, следует незамедлительно прозвонить возможные повреждения обмоток.

После того как будет произведены все диагностические мероприятия, и электродвигатель будет отремонтирован, производится испытание устройства прежде чем устанавливать его в бытовой прибор или инструмент.

При осуществлении любых электромонтажных или диагностических работ, необходимо полностью отсоединить прибор от сети 220 В. или трёхфазного тока.

Проверка электродвигателей разного вида с помощью мультиметра

Повседневная жизнь человека неразрывно связана с электродвигателями различной конфигурации, на работе которых основано действие различных приборов и оборудования. Таким оборудованием мы пользуемся постоянно и достаточно часто возникают различные неполадки в их работе, что зачастую связано с неисправностью электродвигателя. Для того, чтобы привести прибор в работоспособное состояние нужно знать, каким образом прозвонить электродвигатель. Об этом будет рассказано в данной статье.

Какие электродвигатели можно проверить мультиметром

Если двигатель не имеет очевидных внешних повреждений, то есть вероятность того, что произошел внутренний обрыв цепи или произошло короткое замыкание. Но не все электродвигатели можно просто проверить на эти дефекты мультиметром.

Например, может возникнуть сложности в диагностике электродвигателей постоянного тока, так как их обмотка имеет практически нулевое сопротивление и его можно проверить только косвенным методом по специальной схеме: одновременно снимают показания с амперметра и вольтметра с вычислением результирующего значения сопротивления по закону Ома.

Таким образом проверяют все сопротивления обмоток якоря и замеряют значения между пластинами коллектора. Если сопротивления обмоток якоря различаются, то имеется неполадки, так как в исправной машине эти значения одинаковые. Разность в значениях сопротивления между соседними пластинами коллектора должна быть не больше 10%, тогда двигатель будет считаться исправным (но если в конструкции предусмотрена уравнительная обмотка, то это значение может достигать до 30%).

Электрические машины переменного тока разделяют на:

  • синхронные: имеющие обмотки статора, расположенные под одинаковым углом смещения между собой, что позволяет двигаться с частотой, синхронной скорости вращения приложенной силы;
  • асинхронные с короткозамкнутым ротором (одно- или трехфазные);
  • асинхронные с фазным ротором, имеющие трехфазную обмотку;
  • коллекторные.

Все эти типы двигателей доступны для диагностики с помощью измерительных приборов, в том числе с помощью мультиметров. В целом, двигатели переменного тока достаточно надежные машины и неисправности в них возникают достаточно редко, но все же такое случается.

Какие неисправности в электродвигателе позволяет выявить мультиметр

Достаточно часто для проверки электродвигателей переменного тока используется мультиметр – многофункциональный электронный измерительный прибор. Он имеется в наличии практически у каждого домашнего мастера и позволяет выявить некоторые виды неисправностей в электрических приборах, в том числе и в электродвигателях.

Самыми распространенными неисправностями, которые возникают в электрических машинах такого типа являются:

  • обрыв обмотки (ротора или статора);
  • короткое замыкание;
  • межвитковое замыкание.

Рассмотрим каждую из этих проблем подробнее и разберем методы выявления таких неисправностей.

Проверка на обрыв или целостность обмотки

Обрыв обмотки достаточно распространенное явление при обнаружении неправильной работы электродвигателя. Обрыв в обмотке может случиться как в статоре, так и в роторе.

Если была оборвана одна фаза в обмотке, соединенной по схеме «звезда» – то ток в ней будет отсутствовать, а в других фазах значения тока будет завышено, двигатель при этом работать не будет. Также может быть обрыв параллельной ветви фазы, что приведет к перегреву исправной ветви фазы.

Если была оборвана одна фаза обмотки (между двумя проводниками), соединенной по схеме «треугольник» — то ток в двух других проводниках будет значительно меньше, чем в третьем проводнике.

Если возник обрыв в обмотке ротора, то будут происходить колебания тока с частотой, равной частоте скольжения и колебания напряжения, при этом проявится гудение и обороты двигателя будут снижены, также возникнет вибрация.

Эти причины указывают на неисправность, но выявить саму неисправность можно при помощи прозвонки и измерения сопротивления каждой обмотки электродвигателя.

В двигателях, рассчитанных на переменное напряжение 220 В, прозваниваются пусковая и рабочая обмотки. Значение сопротивления пусковой обмотки должно быть больше, чем рабочей в 1,5 раза.

В электродвигателях на 380 В, которые подключаются по схемам «звезда» или «треугольник» всю схему необходимо разобрать и проверить каждую обмотку по отдельности. Сопротивление каждой из обмоток такого электродвигателя должно быть одинаковым (с отклонением не более пяти процентов). Но при обрыве дисплей мультиметра будет показывать высокое значение сопротивления, которое стремится к бесконечности.

Также обмотки двигателя можно проверить с помощью функции мультиметра «прозвонка» . Такой способ позволяет быстро выявить обрыв в цепи, так как при этом будет отсутствовать звуковой сигнал, в исправной цепи мультиметр будет издавать звук, а также возможна и световая индикация.

Проверка на короткое замыкание

Также распространенной неисправностью в электродвигателях является короткое замыкание на корпус. Для выявления этой неисправности (или её отсутствия) совершают следующие действия:

  • устанавливаются значения измерения сопротивления мультиметром на максимум;
  • щупы соединяют между собой для проверки исправности измерительного прибора;
  • один щуп соединяют с корпусом электродвигателя;
  • второй щуп присоединяют поочередно к выводам каждой фазы;

Результатом таких действий при исправном двигателе будет высокое сопротивление (несколько сотен или тысяч мегаом). «Прозвонкой» мультиметра проверить пробой на корпус даже удобнее: нужно осуществить в режиме прозвонки все те же действия, описанные выше и наличие звукового сигнала будет означать нарушение в целостности изоляции обмоток и короткое замыкание на корпус. К слову сказать, данная неисправность не только негативно влияет на работу самого оборудования, но и является опасной для жизни и здоровья человека при отсутствии специальных защитных устройств.

Проверка на межвитковое замыкание

Ещё одним видов неисправностей является межвитковое замыкание – короткое замыкание между разными витками одной катушки двигателя. При такой неполадке мотор будет гудеть и заметно снизится его мощность.

Выявить такую неисправность можно несколькими способами. Например, можно воспользоваться токовыми клещами или мультиметром.

При диагностике с помощью токовых клещей измеряют значения тока каждой из фаз обмотки статора и если значение тока в одной из них будет завышено, то там и находится замыкание.

Как проверить электродвигатель мультиметром: проверка ротора и статора на межвитковое замыкание, прозвонка асинхронного и трехфазного двигателя

Типы электродвигателей

Наиболее распространённые электродвигатели это;

Асинхронный трехфазный двигатель с короткозамкнутым ротором

– асинхронный трехфазный двигатель с короткозамкнутым ротором. Три обмотки двигателя уложены в пазы статора;
– асинхронный однофазный двигатель с короткозамкнутым ротором. В основном его применение находит в бытовой электротехнике в пылесосах, стиральных машинах, вытяжках, вентиляторах, кондиционерах;
– коллекторные двигатели постоянного тока установлены в электрооборудовании автомобиля (вентиляторы, стеклоподъемники, насосы);
– коллекторный двигатель переменного тока находит применение в электрических инструментах. К таким инструментам относятся электродрели, болгарки, перфораторы, мясорубки;
– асинхронный двигатель с фазным ротором имеет довольно мощный пусковой момент. Поэтому такие двигатели устанавливаются в приводах подъемников, кранах, лифтах.

Принцип работы: какие электротехнические процессы необходимо хорошо представлять при ремонте

Любой движок состоит из стационарно закрепленного корпуса — статора и вращающегося в нем ротора, который еще называют якорь.

Его круговое движение создается за счет воздействия на него вращающегося магнитного поля статора, формируемого протеканием электрических токов по статорным обмоткам.

Когда обмотки исправны, то по ним текут номинальные расчетные токи, создающие магнитные потоки оптимальной величины.

Если сопротивление прводов или их изоляция нарушена, то создаются токи утечек, коротких замыканий и другие повреждения, влияющие на работу электродвигателя.

Между статором и ротором выполнен минимально возможный зазор. Его могут нарушить:

  • разбитые подшипники;
  • попавшие внутрь механические частицы;
  • неправильная сборка и другие причины.

Когда происходит задевание вращающихся частей о неподвижный корпус, то создается их разрушение и дополнительные механические нагрузки. Все это требует тщательного осмотра, анализа состояния внутренних частей до начала электрических проверок.

Довольно часто не квалифицированный разбор является дополнительной причиной поломок. Пользуйтесь специальным инструментом и съемниками, исключающими повреждения граней валов.

После разборки сразу во время осмотра проверяют люфты, свободный ход подшипников, их чистоту и смазку, правильность посадочных мест.

Кроме этого у коллекторного электродвигателя могут быть сильно изношены пластины или щетки.

Все это необходимо проверять до подачи рабочего напряжения.

Особенности конструкций, влияющие на технологию поиска дефектов

Обычно производитель электрические характеристики указывает на табличке, прикрепленной на корпусе. Этим сведениям стоит верить.

Однако часто во время ремонта или перемотки конструкция статора изменяется, а табличка остается прежняя. Этот вариант следует тоже учитывать.

Для бытовой сети 220 вольт могут использоваться двигатели:

  • коллекторные с щеточным механизмом;
  • асинхронные однофазные;
  • синхронные и асинхронные трехфазные.

В схемах 380 вольт работают трехфазные синхронные и асинхронные электродвигатели.

Читайте также:  Козырьки над входом из металла

Все они отличаются по конструкции, но, в силу работы по общим законам электротехники, позволяют использовать одинаковые методики проверок, заключающиеся в замерах электрических характеристик косвенными и прямыми методами.

Как прозвонить: условия

Прежде чем проверить электродвигатель на неисправность, необходимо убедиться в том, что шнур и вилка прибора абсолютно исправны. Обычно об отсутствии нарушения подачи электрического тока в устройство, можно судить по светящейся контрольной лампе.

Убедившись в том, что электрический ток поступает к электродвигателю, необходимо осуществить демонтаж его из корпуса устройства, при этом сам прибор должен быть полностью обесточен, во время выполнения данной операции.

Проверка якоря и статора электродвигателя производится мультиметром. Последовательность измерений зависит от модели электрического агрегата, при этом, прежде чем прозвонить электродвигатель, следует убедиться в исправности измерительного прибора.

Наиболее частой «поломкой» мультиметров является уменьшение заряда батареи, в этом случае можно получить искажённые результаты замеров сопротивления.

Ещё одним важным условием для того чтобы прозвонить электрический агрегат правильно, является полное приостановление каких-либо других дел и полностью посвятить время на выполнение диагностических работ, иначе можно легко пропустить какой-либо участок обмотки электродвигателя, в котором и может быть причина неполадок.

Прозвонка асинхронного двигателя

Данный вид электродвигателя довольно часто используется в бытовых устройствах работающих от сети 220 В. После демонтажа агрегата из прибора и визуального осмотра, при котором не будут обнаружено короткое замыкание, диагностика осуществляется в такой последовательности:

  1. Произвести замеры сопротивления между выводами двигателя.
    Данная операция может быть осуществлена мультиметром, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 100 Ом. Исправный асинхронный двигатель должен иметь между одним крайним и средним выводом подключаемой обмотки сопротивление около 30 — 50 Ом, а между другим крайним и средним контактом — 15 — 20 Ом. Данные измерения указывают на полную исправность пусковой и основной обмотки агрегата.
  2. Провести диагностику утечки тока на «массу».
    Чтобы прозвонить агрегат на утечки электрического тока, необходимо перевести режим работы мультиметра в положение измерения сопротивления до 2 000 кОм и поочерёдным соединением каждой клеммы с корпусом электродвигателя определить наличие или отсутствие повреждения изоляции. Во всех случаях, на дисплее мультиметра не должно отображаться каких-либо показаний. Если для измерения утечки используется аналоговый прибор, то стрелка не должна отклоняться в процессе проведения диагностических манипуляций.

Если в процессе измерений были выявлены отклонения от нормы, то агрегат необходимо разобрать для более детальных исследований. Наиболее распространённой поломкой асинхронных электродвигателей является межвитковое замыкание.

При такой неисправности, прибор перегревается и не развивает полной мощности, а если эксплуатацию устройства не прекратить, то можно полностью вывести из строя электрический агрегат.

Чтобы прозвонить межвитковые замыкания, мультиметр переводится в режим измерения сопротивления до 100 Ом.

Необходимо прозвонить каждый контур статора, и сравнить полученные результаты. Если величина сопротивление в одном из них будет существенно отличаться, то таким образом можно с уверенностью диагностировать межвитковое замыкание обмотки асинхронного электродвигателя.

Как прозвонить коллекторный двигатель

Коллекторный агрегат также можно прозвонить мультиметром. Данный тип электродвигателей используется в цепи постоянного тока.

Коллекторные двигатели переменного тока встречаются реже, например в различных электроинструментах. Наиболее качественно прозванивать такие изделия можно в том случае, если полностью разобрать электрический двигатель.

Проверить якорь электродвигателя, а также прозвонить обмотку статора можно будет с помощью мультиметра, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 200 Ом.

Наиболее часто статор коллекторного агрегата состоит из двух независимых обмоток, которые и требуется прозвонить мультиметром для определения их исправности.

Точное значение данного показателя, можно узнать в документации к электродвигателю, но о работоспособности обмотки можно судить в том случае, если прибор покажет небольшое значение сопротивления.

В мощных двигателях постоянного тока электрооборудования автомобиля, значение сопротивления статора будет настолько малым, что его отличие от короткозамкнутого проводника, может составлять десятые доли Ома. Менее мощные устройства имеют сопротивление обмотки статора в пределах 5 — 30 Ом.

Для того чтобы прозвонить мультиметром обмотки статора коллекторного электродвигателя, необходимо соединить щупы измерительного прибора с выводами данных обмоток. Если в процессе диагностических мероприятий будет выявлено отсутствие сопротивления даже в одном контуре, дальнейшая эксплуатация агрегата не осуществляется.

Ротор коллекторного электродвигателя состоит из значительно большего количества обмоток, но проверка якоря не займёт много времени.

Для того чтобы прозвонить эту деталь, необходимо включить мультиметр в режим измерения сопротивления до 200 Ом и расположить щупы мультиметра на коллекторе таким образом, чтобы они находились на максимальном удалении друг от друга.

Таким образом щупы займут место щёток двигателя и одну из нескольких обмоток якоря можно будет прозвонить. Если мультиметр покажет какое-либо значение, то не снимая щупов измерительного устройства с коллектора, следует провернуть слегка ротор, до момента соединения следующей обмотки со щупами устройства.

Таким образом проверить обмотку можно без особых усилий. Если мультиметр покажет примерно одинаковое значение сопротивления каждого контура, то это будет означать, что якорь устройства абсолютно исправен.

Для того чтобы правильно прозвонить данный тип двигателя, необходимо осуществить проверку возможной утечки электрического тока на «массу».

Это нарушение может привести не только к выходу из строя электродвигателя, но и к увеличению вероятности получения электротравмы. Проверить якорь и статор коллекторного двигателя на пробой не составит большого труда, для этого необходимо включить режим измерения сопротивления до 2 000 кОм. Для проверки статора достаточно подключить одну клемму к корпусу, а вторую к одной из обмоток.


Чтобы прозвонить эту часть электродвигателя правильно, во время выполнения данной операции запрещается прикасаться руками к металлической части щупов мультиметра, или к корпусу статора и проводки измеряемого контура.

Если не придерживаться этого правила, то можно получить ложноположительные результаты, так как через тело человека будет проходить достаточный электрический потенциал. В этом случае мультиметр покажет сопротивление человека, а не «пробой» между корпусом статора и обмоткой.

Аналогичным образом измеряется и возможная утечка электротока на корпус якоря электродвигателя.

Чтобы прозвонить отсутствие «пробоя» на массу устройства, необходимо поочерёдно присоединять щупы мультиметра к корпусу и различным обмоткам ротора электромотора.

Для того чтобы прозвонить различные типы электродвигателей с помощью мультиметра, необходимо приобрести мультиметр, который имеет режим измерения сопротивления.

Сверхточность, при осуществлении подобных действий, не требуется, поэтому можно с успехом использовать дешёвые китайские устройства. Прежде чем прозвонить обмотки двигателя мультиметром, необходимо убедиться в его исправности.

Следует также иметь в виду, что неисправность электродвигателя может иметь различные признаки. Даже в том случае если электрический прибор находится в рабочем состоянии, но обороты двигателя не достигают максимального значения, следует незамедлительно прозвонить возможные повреждения обмоток.

После того как будет произведены все диагностические мероприятия, и электродвигатель будет отремонтирован, производится испытание устройства прежде чем устанавливать его в бытовой прибор или инструмент.

При осуществлении любых электромонтажных или диагностических работ, необходимо полностью отсоединить прибор от сети 220 В. или трёхфазного тока.

Как прозвонить двигатель мультиметром

Одна из частых неисправностей электродвигателя – отсутствие вращения. Причину поломки можно определить следующим образом. Прежде всего с помощью мультиметра (в режиме вольтметра) проверяется подача питающего напряжения. Если питание подается, проблема заключается в электрической неисправности самого двигателя, соответственно, необходимо проверить целостность подключения и прозвонить обмотки. В большинстве случаев для этого используется обычный мультиметр.

Немного о коллекторных электродвигателях


  • Обычное для домашнего хозяйства напряжение это 220в. От 220в питается большая часть бытовой техники, потому она проектируется именно под эти особенности,
  • Подавляющее большинство коллекторных электродвигателей, которые присутствуют дома это не асинхронный, а синхронный агрегат,
  • В отличие от асинхронного движка, синхронные устройства имеют неподвижную обмотку статора и обмотку на валу, то есть якорь. На них через щеточно графитное устройство или коллектор подается напряжение 220в.

Такие электродвигатели можно встретить в следующих устройствах:

  • Стиральные машины,
  • Электрические инструменты,
  • Детские игрушки,
  • Пылесосы и пр.

Особенности неисправностей

Если моторчик электроинструмента начал плохо работать или полностью вышел из строя, многие отправляют на свалку не только коллекторный электродвигатель, но и весь прибор. Делать этого не стоит.

Обычная проверка, выполненная своими руками, позволяет проверить узел, оценить его текущее состояние. Что самое интересное, в большинстве случаев устройство можно вернуть в рабочее состояние, потратив на это минимум усилий и средств.

Важная заметка о проверке:

  • Прежде чем начнется проверка и тщательный ремон, не поленитесь посмотреть на состояние идущего на 220в кабеля. Не редко проверка шнура показывает, что в нем произошел обрыв. Из-за этого коллекторный электродвигатель не функционирует,
  • Другая возможная проблема это выход из строя кнопок, отвечающих за управление и включение. Они также могут потерять контакт, сломаться механическим образом. Их проверка даст ответ на этот вопрос,
  • Проверка пуско-регулировочного устройства также не повредит в случае его наличия,
  • Источник на 220 В. А в каком состоянии находится розетка на 220 Вольт? Не исключайте ситуацию, когда напряжение в 220 Вольт попросту не идет на ваш электромотор и весь электроинструмент. Банально советовать убедиться в наличии света в доме. А вот проверить состояние розетки на 220 Вольт стоит. Для этого подключите прибор к другому источнику 220 Вольт. Если все в порядке, переходим к наиболее распространенным поломкам коллекторного электромотора.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

В настоящее время используется множество бытовой техники, работа которой связана с электрическим двигателем. Его неисправность причиняет беспокойство и лишает привычного комфорта. Мультиметр — универсальный измерительный прибор, который позволяет самостоятельно провести первичную диагностику агрегата.

Какие инструменты нужны

В первую очередь потребуется непосредственно само устройство. Но перед тем как прозвонить электродвигатель мультиметром, нужно знать принципы работы этого прибора.

Основные функции стандартного измерителя позволяют измерить с достаточной точностью:

  • величину активного сопротивления цепи электрическому току;
  • постоянное напряжение;
  • напряжение переменного тока.

Некоторые модели дополнительно дают проверить:

  • целостность электрической цепи прозвонкой;
  • величину емкости конденсатора.

Для вскрытия корпусов техники и моторов нужны отвертки, гаечные ключи, пассатижи, молоток. Благодаря этому набору, а также минимальным знаниям в электротехнике вопрос, как проверить электродвигатель мультиметром, легко выявить неисправности, которые устраняются самостоятельно.

Сложные повреждения ликвидируются сервисными мастерскими, где есть точное оборудование.

Какие электромоторы можно проверить мультиметром?

Электрические машины используют принцип вращения подвижной части относительно статичной за счет магнитной индукции, возникающей в катушках, по которым протекает электрический ток. В зависимости от типа питания они делятся на следующие:

Конструктивный элементПитающий ток
ПеременныйПостоянный
НеподвижныйСтаторИндуктор
ПодвижныйРоторЯкорь

Электромоторы бывают с питанием от тока:

  • Постоянного, со схемными решениями упрощения регулировки мощности, оборотов.
  • Переменного, одно или трехфазного. Они разделены:
    • синхронные, у них обороты ротора совпадает с частотой изменения индукции статора;
    • асинхронные. Количество оборотов не зависит от сети. Роторы таких двигателей различаются схемой соединения обмоток, могут быть:
      • короткозамкнутые, где роль обмоток выполняют алюминиевые или медные стержни, залитые в поверхность под углом к оси вращения, соединенные на торцах ротора кольцами;
      • фазные: концы уложенной в пазы сердечника катушки соединены «звездой» или «треугольником» с контактными ламелями на валу ротора.

Фазный ротор более сложен, его пусковые характеристики лучше, регулировки шире. Но чаще используют короткозамкнутый ротор из-за простоты конструкции, высокой надежности, меньшей цены.

Проверка электродвигателя внешним осмотром

До того как проверить обмотку электродвигателя мультиметром, нужно исследовать отключенный от сети мотор вместе со шнуром питания для поиска механических повреждений, следов пробоя изоляции или перегрева. Ось двигателя должна вращаться в подшипниках легко, без заеданий или заклиниваний. Не должно быть запаха горелой изоляции, растеканий масла, наплывов.

Отсутствие видимых повреждений может потребовать разборки двигателя для осмотра графитовых щеток, контактных ламелей, состояния катушек, их выводов. Замыкание электрической цепи вызывает нагрев, что проявляется в хорошо видимых изменениях цвета вблизи пробоя изоляции.

Как найти обрыв или межвитковое замыкание

Если следов повреждения не видно, тогда пора приступать к измерениям при помощи цифрового тестера. Для этого нужно сделать следующее:

  1. Вставить измерительные щупы в гнезда на лицевой панели.
  2. Переключателем режима выбрать прозвонку, соединить оголенные концы щупов, измеритель запищит. Разрыв прекратит звук. Так проверяется наличие, исправность элемента питания, измерительных шнуров, гнезд. Этот режим позволяет прозвонить цепь не глядя на индикатор, на слух.
  3. Если прибор без пищалки, включается режим измерения сопротивления на самом нижнем пределе, обычно это «200» Ом. Совмещение наконечников шнура отразится на индикаторе мультиметра цифрами, обозначающими сопротивление провода щупов в пределах 0,6÷1,5 Ом.

Обрыв ищется прозвонкой или измерением сопротивления проводов, шнуров, всех катушек, предварительно разобрав соединение их концов. Ротор проверяется измерением каждой пары выводов.

Межвитковое замыкание обмоток, сделанных из относительно толстой проволоки с маленьким сопротивлением, мультиметром не определишь. Замыкание нескольких витков уменьшит общее сопротивление на доли ома, не отражаемые дисплеем.

Проверка изоляции обмоток относительно корпуса

Используя мультиметр в режиме измерения максимального сопротивления, можно убедиться, что нет плохой изоляции, замыканий на массу. Это опасно для жизни.

Все проверяется на отключенном от сети моторе. Один щуп прибора соединяется с корпусом, вторым касаются по всех выводов обмоток. Индикатор должен показывать обрыв, или большое, сотни мегаом, сопротивление во всех случаях.

Затем нужно проверить отсутствие пробоя изоляции между обмотками, для чего щупы попарно подключают к выводам разных катушек. Индикатор не должен показывать сопротивление.

Проверка асинхронных трёхфазных двигателей с короткозамкнутым ротором

Трехфазный двигатель мультиметром проверяется быстро. Разобрав концы, мультиметром измеряют сопротивление каждого из них. Разница в величинах должна быть меньше 10%. Попутно нужно убедиться, что нет пробоя на корпус между катушками.

Точно место межвиткового замыкания покажет приспособление, сделанное из понижающего трехфазного трансформатора, к выводам подключается статор разобранного двигателя. Подается питание, внутрь помещается металлический шарик, который при исправных обмотках катается по внутренней поверхности. Если есть короткое замыкание витков – шарик прилипнет в этом месте.
Мастера, занимающиеся ремонтом, используют токовые клещи. Каждая фазная катушка одинакового сопротивления пропускает равный ток, если нет перекоса напряжения фаз. Если в одной ток больше – вероятнее всего там межвитковая неисправность.

Проверка конденсаторных двигателей

Асинхронный двигатель, где последовательно с одной из катушек которого включена емкость для создания сдвига фазы тока, является конденсаторным. Тест такого электромотора, кроме прозвонки, включает в себя проверку емкости, которая подбирается для создания сдвига фаз между катушками равным 90 градусов, чтобы вращающий момент ротора был максимальным.

Емкость рабочего конденсатора относительно мала, проверить ее можно, если мультиметр может мерять емкость, подсоединив к выводам детали, отключенной от схемы двигателя, предварительно кратковременно закоротив ее выводы.

Проверка моторов с фазным ротором

Тестирование мотора с фазным ротором похоже на проверку обычного асинхронного двигателя, дополнительно измеряют обмотки ротора. Их схема соединения выполняется «звездой» для питающей трехфазной сети напряжением 380 вольт либо для сети 220 используется «треугольник».

Измерения мультиметром проводятся по той же методике, что для статора.

Проверка пускового конденсатора

Уверенный запуск электродвигателя происходит, когда в момент включения питания параллельно рабочей емкости кратковременно подключается пусковой конденсатор. Он служит для создания на старте кругового магнитного поля, после начала вращения ротора отключается. Пусковой конденсатор легко проверить мультиметром, даже если в нем нет режима измерения емкости:

  1. Конденсатор, предварительно разрядив замыканием выводов, отсоединяют от схемы электродвигателя, тщательно осматривают. Если есть трещины, вздутие корпуса, другие видимые повреждения — емкость можно менять на новую без проверки.
  2. Выставить на тестере режим измерения сопротивления на пределе 2000 килоом, проверить работоспособность кратковременным соединением измерительных щупов.
  3. Щупы соединить с выводами конденсатора. Разряженный, он начнет быстро заряжаться от щупов прибора. Емкость его относительно велика, много больше, чем у рабочего конденсатора. Индикатор мультиметра сначала покажет маленькое сопротивление, которое по мере заряжания емкости будет увеличиваться, потому что зарядный ток постепенно уменьшается. По окончании процесса мультиметр покажет бесконечно большое сопротивление, обрыв.
  4. Перевернуть полярность подключения щупов к конденсатору, увидеть рост сопротивление, с индикацией обрыва в конце измерения. Этим подтвердится, что конденсатор исправен.
  5. Проверить пробой пластин на корпус конденсатора, если он металлический, измеряя сопротивление между корпусом детали и каждым из выводов поочередно.
Читайте также:  Как построить бытовку из бруса 6х3 с террасой: основные принципы монтажа

Индикатор тестера должен показать обрыв. Другие значения, это признак неисправности.

Ремонт асинхронных двигателей

Выявленные повреждения нужно устранять. Некоторые из них легко сделать дома, «на коленке», проверить электродвигатель мультиметром на 220 вольт достаточно просто. Другие потребуют обращения в ремонтную электротехническую мастерскую, где смогут устранить как механические повреждения, так и заменить или перемотать катушки.

Нельзя начинать сложный ремонт без условий, базы опыта и знаний.

Испытание изоляции обмоток

Эксплуатационная надежность электродвигателя обусловлена состоянием изоляции. Вибрация работающего двигателя, тепловые, химические процессы ухудшают электроизолирующие свойства. Поэтому при диагностике после ремонта нужно испытать в электротехнической лаборатории изоляцию.

Есть испытательный трансформатор, вторичное повышенное напряжение которого подается между одной из обмоток и остальными катушками, соединенными с корпусом электромотора. Величины испытательных напряжений:

Мощность электродвигателя, кВтИспытательное напряжение, В
До 1500+2Uноминальное
От 1, для номинального напряжения 100 вольт1000+2Uн, но не менее 1,5 кВ

Если ремонт выполнялся своими руками и нельзя проверить стендом, нужно испытать изоляцию мотора мегомметром. Он подает высокое напряжение, какого нет в мультиметре.

Проверяя электродвигатель мультиметром на 380 вольт, нужно учесть, что работы проводятся при отключенной сети. Работа с электричеством требует собранности, внимания, чтобы не получить удара током. Соблюдая меры безопасности, проверить исправность агрегата достаточно просто.

Как проверить электродвигатель мультиметром в домашних условиях

Конструкции многих механизмов и оборудования имеют электродвигатель. Эта неотъемлемая часть практически всей электротехники предназначена для преобразования электрической энергии в механическую. Сложность конструкции определяет то, что она может довольно часто выходить из строя.

Нарушение установленных стандартов применения и некоторое воздействие могут стать причиной появления серьезных проблем, для определения которых можно использовать мультиметр. Чтобы не тратить деньги на услуги мастерской, надо узнать, как можно сомостоятельно прозвонить электродвигатель мультиметром. У этой работы есть довольно большое количество особенностей.

Классификация электродвигателей

При проверке электродвигателя на исправность следует учитывать, что не все разновидности моторов могут проверяться подобным образом. Существуют самые различные варианты исполнения электродвигателей, большинство неполадок можно диагностировать при помощи мультиметра. При этом необязательно быть специалистом в этой сфере.

Современные электродвигатели можно разделить на несколько групп:

  1. Асинхронный трехфазный с короткозамкнутым ротором. Эта модель пользуется большой популярностью, так как устройство простое и подвергается диагностике при применении обычного измерительного инструмента.
  2. Асинхронный конденсаторный, короткозамкнутый с одной или двумя фазами. Такой вариант исполнения устанавливается в бытовой технике, питаться устройство может от обычной сети 220 В. Сегодня подобный электродвигатель также получил широкое распространение, встречается практически в каждом доме. Проверка на неисправность в этом случае проводится при применении стандартного тестера. Однофазная модель обладает экономичностью и практичностью в применении.
  3. Асинхронный, оснащенный фазным ротором. Прозвонок этого мотора проводится довольно часто, что связано с более мощным стартовым моментом. Устанавливается эта модель на различном производственном оборудовании и различной крупной технике. Примером назовем краны, подъемники или различные станки.
  4. Коллекторные, которые питаются от постоянного тока. Ревизия подобного прибора проводится довольно часто, используется в различных автомобилях для вентиляторов и насосов, дворников. Подобный электромотор может сгореть по различным причинам, своевременная проверка позволяет определить проблему.
  5. Коллекторный с переменным током. Ручной электрический инструмент получил весьма широкое распространение. Для передачи вращения устанавливается коллекторный мотор, проверить который можно при помощи мегаомметра.

Перед тем как проверить электродвигатель мультиметром, проводится его визуальный осмотр. Даже невооруженным взглядом можно определить сгоревшую обмотку или серьезные механические повреждения. Однако если визуально конструкция не имеет дефектов, то следует использовать специальный измерительный инструмент.

Конструктивные особенности

Устройство электродвигателей может существенно отличаться, но зачастую оно представлено сочетанием сходных элементов. Подвижный элемент принято называть ротором, неподвижный — стартером. Медная проволока может наматываться следующим образом:

  1. Катушка только на роторе.
  2. Катушка только на стартере.
  3. Обмотка на подвижной и неподвижной части.

Критерии выбора мультиметра

Для тестирования различного электрооборудования применяют мультиметры. В продаже можно встретить различные варианты исполнения этого измерительного прибора, все они имеют свои особенности. Основными критериями выбора назовем следующие моменты:

  1. Стрелочный или цифровой циферблат. Цифровой сегодня более востребован, так как обладает большим количеством различных функций и высокой точностью. Сегодня стрелочные модели практически не встречаются в продаже.
  2. Функциональные возможности. Чем больше функций, тем более широкая область применения устройства. За счет этого повышается стоимость измерительного прибора.
  3. Подсветка и кнопка удержания снятых показателей позволяют повысить комфорт применения мультиметра.
  4. Чем ниже погрешность в работе, тем точнее тестер. Большинство моделей имеют погрешность не более 3%.
  5. Если предусматривается профессиональное предоставление услуг, то следует уделить внимание модели с высокой степенью защиты от пыли или влаги. Чем выше степень защиты устройства, тем больше оно прослужит.
  6. Класс электробезопасности. Все измерительные приборы делятся на 4 класса, которые определяют область применения мультиметра.

Проверить основные показатели электрического двигателя можно при применении самого простого оборудования.

Проверка асинхронного трехфазного двигателя

Наибольшее распространение получили асинхронные двигатели, которые рассчитаны на две или три фразы.

Трехфазный мотор обладает высокой производительностью. Существует две основные неполадки этой конструкции:

  1. Контакт возникает в неположенном месте.
  2. Контакт отсутствует.

Конструкция представлена тремя катушками, которые соединяются в форме звезды или треугольника. Чтобы сделать проверку правильно, следует учитывать, что работоспособность мотора определяется несколькими факторами:

  1. Качество изоляции.
  2. Надежность всех контактов.
  3. Правильность намотки.

Сопротивление определяется следующим образом:

  1. Замыкание на корпус обычно проверяется при помощи мегомметра. При отсутствии этого инструмента можно использовать тестер, выставляется максимальный омический показатель. В случае применения тестера не следует рассчитывать на то, что показатель будет точным.
  2. Стоит учитывать, что перед использованием измерительного прибора следует отключить электрический двигатель от сети. В противном случае он сгорит.
  3. Перед применением измерительного прибора следует произвести калибровку прибора. Для этого нужно поставить стрелку на ноль при замкнутом положении щупов.
  4. Один щуп прикладывается к корпусу. Это делается для того, чтобы проверить наличие контакта. После этого проверяется показатель, для чего второй щуп также должен касаться корпуса. При нормальном показателе проводится проверка каждой фазы поочередно.

После проверки качества изоляции следует убедиться в том, что все три обмотки целые. Для этого можно их прозвонить. При обнаружении обрыва ее следует исправить, после чего дальше проводить проверку.

Тестирование двухфазной модели

Статор и многие другие конструктивные элементы двухфазного электрического двигателя имеют свои отличительные признаки, которые и определяют особенности проверки.

К особенностям проверки двухфазного электрического двигателя отнесем следующие моменты:

  1. В этом случае обязательно проверяется сопротивление на корпусе. Слишком низкий показатель указывает на то, что нужно выполнить перемотку статора.
  2. Для получения более точных показателей рекомендуется использовать мегомметр, однако подобный измерительный инструмент встречается дома крайне редко.

Перед тестированием электрического двигателя следует провести визуальный осмотр. Механические повреждения могут привести к серьезным проблемам с работой.

Коллекторная конструкция

Коллекторные модели также получили весьма широкое распространение. Их конструктивные особенности существенно отличаются, если сравнить с асинхронными моделями. Проверка работоспособности при применении мультиметра проводится следующим образом:

  1. Тестер устанавливается на определение Ом. Проверка начинается с замера сопротивления на коллекторных ламелях. Стоит учитывать, что в норме полученные данные не должны существенно различаться.
  2. Далее измеряется показатель сопротивления, для чего один щуп прибора прикладывается к корпусу якоря, другой — к коллектору. Полученное значение сопротивления должно быть высоким, стремиться к бесконечности. Это указывает на то, что изоляция находится в хорошем состоянии.
  3. Следующий шаг предусматривает определение статора на целостность обмотки. Для этого один щуп прикладывается на корпус статора, а другой — к выводам. Чем выше показатель, тем лучше.

При применении мультиметра проверить межвитковое замыкание не получится. Для этого применяется специальный аппарат.

Дополнительное оснащение

Электрические силовые установки довольно часто снабжаются специальными дополнительными элементами. Они предназначены для защиты устройства и оптимизации работы. Наиболее распространенным дополнительным оборудованием можно считать:

  1. Термический предохранитель. При повышении температуры до критического значения может нарушиться целостность изоляции. Термический предохранитель позволяет решить проблему с целостностью изолирующего материала. Как правило, предохранитель убирается под изоляцию обмотки или фиксируется на корпусе. Получить доступ к выводам довольно просто, при применении обычного тестера можно получить требующуюся информацию.
  2. В последнее время часто термический предохранитель заменяют на температурное реле. Выделяют два типа: замкнутый и разомкнутый. Марка устройства указывается на корпусе. Реле выбирается в соответствии с техническими параметрами электрического двигателя.
  3. Датчики оборотов устанавливаются на стиральных машинах. Подобное оборудование работает по принципу измерения разности потенциалов в пластинке, через которую проходит наиболее слабый ток. При этом есть три контакта, третий предназначен для проверки тока в рабочем режиме. Не рекомендуется проверять величину электропитания на момент включенного двигателя, так как это может привести к сгоранию измерительного прибора.

Обычный мультиметр может применяться для диагностики самых различных показателей, а также проверки неисправностей. Однако если этот измерительный прибор не позволил выявить неполадку, то могут применяться другие специальные инструменты. Их высокая стоимость определяет низкую доступность. Кроме этого, профессиональным оборудованием нужно уметь правильно пользоваться.

Важно не только определить основные показатели, но и правильно их интерпретировать. Именно поэтому при отклонении показателей от нормы многие решают сдать электрический двигатель на проверку в фирму, которая специализируется на тестировании и ремонте подобного оборудования.

Клей в домашних условиях своими руками? Виды: пва, резиновый, животный, из пенопласта и ацетона- Инструкция +Видео

Без клея невозможно обойтись во многих видах рукоделия, при починке и ремонте, и, конечно же, при проведении различных строительных работ. Обычно для каждого вида деятельности предназначен определенный тип или сорт клея, который можно приобрести в специализированном магазине, а можно сделать собственными руками.

Нередко изготовленный своими рукавами состав оказывается даже эффективнее и надежнее фабричного. Сложно ли сделать клей для тех или иных видов материалов? Отдельные требуемые ингредиенты иногда бывает довольно сложно найти, но, так или иначе, собственноручно изготовленное средство будет довольно качественным.

Эпоксидный клей: изготовление

Для изготовления такого состава понадобятся модифицированная смола и специальный отвердитель. Если средство предполагается использовать в строительных работах, то могут потребоваться различные добавки.

Это может быть алюминиевая пудра, например. Эпоксидный клей довольно сложно приготовить самостоятельно, необходимо точно следовать инструкции.

Отвердитель и эпоксидная смола хорошо перемешиваются: на сорок частей отвердителя нужно взять шестьдесят частей смолы. После того, как смесь хорошо загустеет, следует поместить ее в нагретую до семидесяти градусов воду. Все необходимые наполнители вводят в массу в последнюю очередь, для придания ей требуемой консистенции. Средство должно обладать определенной текучестью, чтобы оно могло легко и просто наноситься на подготовленную поверхность.

Лучший клей: ПВА в домашних условиях

Он является наиболее распространенным клеем, активно применяемым не только для несложных домашних работ, но и в промышленном строительстве.

Он успешно используется в качестве обойного клея, его применяют для грунтовки поверхностей перед финишной отделкой, добавляют в состав для приклеивания плитки.

Он имеет настолько широкую сферу применения, что можно уверенно заявить, что для рачительного хозяина он оказывается настоящей палочкой-выручалочкой.

Как приготовить клей по инструкции?

Для этого потребуется:

  • Глицерин – около 4 граммов;
  • Вода дистиллированная – 1 литр;
  • Мука пшеничная – 100 грамм;
  • Желатин фотографический – 5 грамм;
  • Спирт этиловый – 20 мм.

Процесс приготовления состоит из двух этапов. На подготовительном – желатин на 24 часа замачивается в приготовленной воде. Затем наступает черед основного этапа приготовления клеящего состава ПВА. На водяную баню ставят посуду с дистиллированной водой.

Смешиваем

В нее добавляют размешанную с водой муку и приготовленный заранее желатин. Получившуюся смесь нагревают до кипения, но не кипятят. Консистенция получившегося средства должна быть, как у довольно густой сметаны. Смесь должна быть однородной, поэтому при приготовлении требуется постоянное помешивание.

Затем в нее вводят спирт и глицерин. Необходимо тщательно перемешивать получившийся состав до получения максимальной однородности.

Резиновый клей: изготовление

В домашних условиях также вполне можно приготовить клей для работы с изделиями из резины. Для работы необходим будет авиационный бензин несколько кусков мягкой резины высокого качества. Их необходимо мелко покрошить, а затем поместить в пластиковую или стеклянную посуду, где залить чистым бензином. Оставит так на несколько суток. Затем получившийся раствор осторожно сливают, и помещают в прохладное место. Должна получиться однородная, достаточно густая масса.

Нужен клей для дерева? Столярный клей

Пожалуй, это один из наиболее удачных составов для дерева. Но крепко и надежно соединяет также картон, бумагу и многие другие материалы.

Но у данного средства имеются некоторые характерные особенности:

  • Он не подлежит длительному хранению в жидком виде, так как он начинает портиться: желатинируется, на поверхности образуется плесень.
  • Состав обладает неприятным, довольно резким запахом.

Наиболее часто применяются следующие:

Варим клей на водяной бане

  1. Простой столярный клей измельчается, затем замачивается в воде до сильного разбухания. В процессе этого он становится напоминающим студень и довольно мягким. Далее его помещают в клеянку (вполне можно использовать для этого обычную консервную банку) и аккуратно нагревают на водяной бане при постоянном перемешивании. Для этой цели используют деревянную палочку.

Если вдруг масса подгорит, то она пожелтеет и потеряет часть рабочих клеящих качеств. Когда масса превратится в густую жидкость, к ней, в соотношении 950 к 720, добавляют водку. Водки, соответственно, 950 граммов, а массы 720.

  1. Столярный клей с водой пополам необходимо вскипятить в клеянке. После начала кипения, когда масса только начнет густеть, нужно вылить ее в фарфоровую ступку, а затем растереть пестиком. Должна получиться студенистая однородная масса, которая выкладывается на специальную тарелку и охлаждается. Затем ее режут на куски. Для использования примерно 720 граммов заготовки растворяют в смеси водки и воды (360/720), доведя полученное средство до кипения.
  2. В литре воды на водяной бане необходимо нагреть килограмм столярного клея и литр столового уксуса. После полного растворения клеевого вещества в жидкости туда вливается литр водки, хорошо перемешивается.

Основа клея для пенопласта

Для изоляции и утепления жилищ сегодня нередко используется пенопласт. Пластины из этого материала обычно наклеивают на несущие стены. Для осуществления данной процедуры потребуется особенный клей, какой попало тут не подойдет. Дело в том, что некоторые растворители, такие, как, например, ацетон, могут расплавить материал.

Идеальный клей для полипеностирола и пенопласта – уже упомянутый столярный состав.

Но в домашних условиях можно изготовить еще одно средство для склеивания таких материалов – имеющее в своем составе творог. Гашеная известь смешивается с творогом в равных пропорциях, до получения достаточно однородного вещества. Такой состав довольно быстро затвердевает, поэтому готовить его нужно в необходимом количестве, и сразу использовать.

Читайте также:  Монтаж террасной доски своими руками — виды, выбор декинга и порядок работы

Как сделать клей из казеина

Казеиновый клей подходит для разнообразных кожаных и деревянных изделий. Для его приготовления потребуется обычный творог, который необходимо обезжирить. Он замачивается в водном растворе соды (одну-две столовых ложки на литр воды) примерно на двадцать минут. Потом он промывается чистой водой, хорошо отжимается и сушится. Масса должна затвердеть. Ее измельчают, получая сухой порошок – он и является казеином.

Для приготовления клея некоторое его количество помещается в емкость, куда тонкой струйкой, при постоянном помешивании, добавляется вода, в соотношении один к двум (больше должно быть жидкости). Получается довольно густая масса. Очень важно ответственно подойти к процессу перемешивания – непосредственно от него зависит качество получившегося средства.

Данное мероприятие обычно занимает до получаса.

Состав турбо – жидкий клей из старого линолеума

Кроме приведенных выше, существует множество различных методик приготовления качественного клея для стекол, блоков и для ПВХ.

Такой состав, приготовленный в домашних условиях, можно с успехом использовать для оклейки стен и потолочных поверхностей. Достаточно выбрать из множества рецептов оптимально подходящий.

Весьма простой и доступный способ – использование старого, отслужившего линолеума и ацетона. Процесс очень прост. Линолеум необходимо измельчить (разрезать ножом или ножницами) на мелкие фрагменты, которые требуется поместить в герметичную емкость.

Затем добавить туда ацетон, в количестве, в два раза превышающем количество первого ингредиента.

Посуда с содержимым плотно закрыть, оставить в темном месте примерно на полдня (12 часов). Обычно этого времени бывает достаточно, чтобы кусочки напольного покрытия растворились полностью. Полученным средством можно надежно соединять изделия из фарфора, металла, кожи, дерева, керамики и других материалов.

Изготовления клея из подручных материалов – лучшие рецепты

Клей – необходимая составляющая многих ремонтных работ. Без плиточного состава не обходится укладка кафеля, без обойного – наклейка полотен на стены. Клеящие вещества нужны и для скрепления разных деталей, ремонта поломанных изделий. Приобрести их можно в строительных и хозяйственных магазинах, но есть еще один вариант – изготовить самому, в домашних условиях.

Такой материал будет иметь массу преимуществ – безопасность, экологичность, дешевизну. До того как сделать клей, нужно внимательно ознакомиться с рецептурой и подготовить все ингредиенты.

Основные компоненты составов

Своими руками можно приготовить практически любой клей – сложность может возникнуть разве что в подборе необходимых компонентов. Еще несколько лет назад считалось нормой самостоятельно делать средство для обоев, и полотна могли держаться десятилетиями. Готовили такой материал из муки, картофельного крахмала, поскольку эти продукты содержат много клеящих веществ.

В создании клея для плитки обязательно потребуется цемент – именно это вещество способно удержать кафель на стене. Для изготовления резинового клея пригодятся кусочки старой резины. В состав канцелярского входят желатин и столярный клей. Существует даже специальный токопроводящий клей, который применяют для скрепления электросхем, механизмов. Обычно для его изготовления берут готовый «Момент», вводят натертый графит, и электропроводящий состав готов!

Способы приготовления

Некоторые составы готовят путем простого смешивания ингредиентов. Иные требуют нагревания, варки или долгого выдерживания веществ для растворения друг в друге. В любом случае важно строго соблюдать пропорции компонентов, иначе готовый самодельный клей может иметь недостаточно хорошее качество.

Обойный клей из муки

Конечно, купить готовый клей для обоев намного проще. Но порой случается, что он заканчивается в неподходящий момент, и доклеить материал вполне можно клейстером собственного изготовления. Тот же состав подойдет и для работы с папье-маше. Рецепт таков:

  • взять емкость, нагреть в ней литр воды до кипения;
  • в малом количестве холодной воды развести 6 ложек муки, чтобы получилась однородная масса без комков;
  • осторожно, струйкой влить мучную массу в кипящую воду;
  • непрерывно помешивая, дать смеси закипеть;
  • остудить клей, который должен обрести консистенцию киселя.

Начинать приклеивать обои можно сразу после полного остывания средства. Такого количества хватает на 2 рулона полотен. Лучше всего клей подходит для простых бумажных, легких флизелиновых обоев на бумажной основе. Для винила, иных тяжелых материалов лучше купить готовый клей.

ПВА в домашних условиях

Отечественный ПВА и импортный «Элмерс» представляют собой средства на водной основе, содержащие поливинилацетат, пластификаторы. В зависимости от назначения (канцелярский, бытовой, универсальный, строительный) в состав ПВА могут вводиться и иные вещества. Средство имеет белый или бежевый цвет, отличается способностью к заморозке и размораживанию без потери качества. С помощью ПВА в разведенном виде можно грунтовать стены, а в чистой форме его применяют для приклеивания тяжелых обоев.

Изготовить ПВА можно по такому способу:

  • замочить на сутки 5 г фотографического желатина в небольшом количестве воды;
  • спустя 24 часа взять металлическую посуду, влить литр дистиллированной воды, поставить на водяную баню;
  • отдельно развести холодной водой 100 г муки пшеничной, влить мучную кашицу в воду, регулярно помешивая;
  • туда же отправить замоченный и размешанный желатин;
  • довести смесь до кипения на водяной бане, но кипеть не позволять;
  • по мере достижения массой консистенции густой сметаны снять ее с огня;
  • влить 4 г глицерина, 20 мл спирта;
  • еще раз хорошо вымешать;
  • пользоваться средством можно только после полного остывания.

Слишком густой клей при необходимости можно развести прохладной дистиллированной водой, тщательно перемешать. Готовый состав нужно хранить в удобных баночках, под крышкой при температуре +10…+15 градусов до полугода.

Эпоксидный клей

Его невозможно приготовить из подручных средств. В любом случае потребуется эпоксидная смола в жидком виде и отвердитель, которые нужно смешивать между собой в определенных пропорциях. Эпоксидка представляет собой прозрачный состав, реализующийся сразу с отвердителем. По мере смешивания начинается реакция полимеризации, до окончания которой необходимо успеть нанести состав на нужную поверхность. Благодаря надежности и прекрасной адгезии эпоксидный клей чаще всего применяется:

  • в обувном производстве, ремонте;
  • для склеивания оргстекла, пластика, работ по дереву;
  • соединения металла;
  • заливки разных изделий;
  • в электротехнике.

Обычно на 4 части отвердителя требуется 6-8 частей смолы, более точные рекомендации всегда указываются в инструкции. После соединения материала его используют сразу или немного нагревают, поставив тару в горячую воду. После применять средство для ремонта различных изделий. Оно склеивает самые прочные пластмассы на основе этролов, ПВХ, изделия из стекла, металла.

Резиновый клей

Такое средство используется для приклеивания изделий из резины. Некоторые пробуют делать его так: нарезают кусочки старой покрышки от авто, заливают их бензином. На деле сшитая резина для покрышек плохо растворяется в бензине, прочих органических растворителях, поскольку содержит серу. Поэтому идеальный вариант – брать сырую резину, которую применяют при ремонте шин с дальнейшей вулканизацией. Бензин также должен быть не обычным, а авиационным, тогда клей будет иметь отличное качество.

Порядок создания средства таков:

  • мелко покрошить резину в стеклянную банку;
  • залить ее малым количеством бензина, чтобы вся крошка оказалась покрытой;
  • после набухания, растворения (от 15 минут до 1-2 суток) добавить бензин до нужной консистенции клея, чтобы он не был слишком густым или липким;
  • хранить клей в темном, прохладном месте.

Вместо сырой резины на роль наполнителя годятся черные подошвы старой обуви. Важно только чтобы они были изготовлены из ТЭП (термоэластопласта), который применяют для производства так называемой литой обуви.

Столярный клей

Данный клеевой состав используется для скрепления деревянных изделий. Также его вполне можно применять для приклеивания бумаги, картона, ткани, ряда иных материалов. Минус у него такой – от долгого хранения он начнет желатинизироваться, плесневеть, покрываться твердой коркой. Готовое средство имеет не очень приятный запах, что также является его недостатком.

Столярный клей представляет собой студенистую массу, довольно плотную по консистенции. От нее отрезают кусочки, которые нагревают и применяют для приклеивания деталей. Важно греть состав на медленном огне, чтобы не дать ему закипеть. Есть несколько вариантов изготовления средства. Для любого из них надо приобрести сухой столярный клей, который реализуется в виде гранул или плитки желтоватого цвета. Он готовится из отходов кожевенного производства, костной муки, рогов животных или остатков рыбы.

Популярный рецепт приготовления:

  1. Измельчить плитку клея, можно разбить ее молотком. Залить водой, оставить до набухания.
  2. Положить массу в консервную банку или иную посудину, поставить на водяную баню. Нагреть при постоянном помешивании деревянной палочкой. Нельзя допускать подгорания массы!
  3. После загустения снять состав с огня, добавить на каждые 720 г массы водки в объеме 950 г. Также ввести на 100 г готового клея по 12 г порошковых квасцов.

Это средство обладает водоотталкивающими качествами, придает склеенным изделиям высокую прочность. Также столярный клей делают по другому рецепту:

  • насыпать 1 кг клеевых гранул в емкость;
  • залить водой, оставить до набухания (обычно хватает 1 литра);
  • после того как средство обретет текстуру холодца, поставить емкость на водяную баню;
  • довести массу до жидкого состояния, не давая ей подгореть, постоянно помешивая;
  • ввести в снятую с огня массу 1 литр уксуса (9%), перемешать, и клей готов.

Также можно развести клей водой 1:1, затем добавить столько же глицерина, сколько было взято сухого клеевого порошка. Потом надо прогреть массу на водяной бане, пока жидкость не испарится. После можно сразу пользоваться клеем. Для хранения его подсушивают, а перед применением просто дают набухнуть в воде.

Казеиновый клей

Казеином называют сложный белок, который получается из казеиногена в процессе створаживания молока. Казеиновый клей применяется для склеивания кожи, деревянных изделий, бумаги, картона. Чтобы изготовить такое вещество, нужно выделить казеин из творога путем обезжиривания:

  • творог залить водой (1 л) с содой (2 ложки);
  • оставить на 20 минут;
  • промыть творог из-под крана, дать воде стечь, высушить продукт;
  • дать массе затвердеть, потом перемолоть до состояния порошка.

Сухой казеин можно применять для приготовления клея. Порошок (100 г) поставить на огонь в кастрюльке, тонкой струйкой добавить 200 мл воды. Нагретая масса должна стать густой, однородной, для чего перемешивать ее надо очень тщательно. При необходимости средство можно хорошо разбить блендером. После остывания клеем возможно соединять различные изделия. Желательно делать небольшие порции, ведь хранится он недолго – до 3 часов, потом твердеет.

Клей для бумаги на декстрине

Декстриновый клей хорошо подходит для картона, бумаги, потому его широко применяют в рукоделии, детском творчестве, для занятий оригами и квиллингом. Вместо магазинного декстрина вполне подойдет обычный крахмал. Его помещают в посуду из жаропрочного материала, отправляют в духовку на 1,5 часа (при +160 градусов). После его расщепления и превращения в декстрин можно готовить клей:

  • взять 3 ложки декстрина;
  • залить 5 ложками воды;
  • нагреть, чтобы порошок растворился;
  • ввести 1 ложку глицерина;
  • клей готов.

Теплопроводный клей

Подобные средства реализуются в магазинах радиодеталей. Также теплопроводный клей делают самостоятельно. Нужно взять глицерин, нагреть его до температуры +200 градусов для выпаривания воды. В духовке раскалить до максимальной температуры оксид цинка. Соединить поровну обе составляющие, перемешать, остудить. Использовать клей нужно для соединения быстро нагревающихся деталей, где нет возможности применять иной вид крепления.

Клей для потали

Поталь – сплавы с включением драгоценных металлов в форме тонких листов. Они применяются для золочения, серебрения керамики, лепнины, металла, дерева или стекла. Обычно для обработки изделий используются клеи на основе спирта, масла, акрила или воды. Заменить их можно самодельным составом:

  • соединить по 100 мл жирных сливок и коньяка;
  • нанести средство на обрабатываемую поверхность;
  • через 30 минут приступать к золочению.

Также можно использовать иной рецепт. Растворить в 200 мл теплой воды 70 г сахара, дать закипеть. Влить 1 чайную ложку уксусной эссенции, варить 30 секунд. Убрать с огня, ввести 1/3 стакана крахмала. Средство должно по консистенции напоминать сметану. Когда клей остынет, можно применять его для золочения. После застывания он станет прозрачным.

Старый линолеум и ацетон для клея

Готовое средство из этих компонентов можно будет применять для приклеивания потолочных блоков, изделий из ПВХ, стекла. Достаточно найти обрезки старого линолеума и измельчить их на мелкие кусочки. После линолеум заливают ацетоном, причем последнего должно быть в 2 раза больше.

Баночку с будущим клеевым составом нужно плотно закрыть. Поставить ее в темноте на хранение в течение 12 часов. За этот срок линолеум растворится в ацетоне, и клей будет готов. Его можно сразу применять для указанных выше материалов, а также для склеивания кожи, дерева, керамики.

Изготовление горячего клея

Горячий клей пригодится для скрепления деревянных поверхностей, ремонта изделий из ДСП, ДВП. Для изготовления нужно взять 35 г олифы, 100 г готового столярного клея. Последний надо нагреть на водяной бане, пока он не станет жидким, потом ввести олифу. Применять средство можно сразу же, в том числе – для укладки плитки.

Силикатный клей

Дома сделать силикатный клей затруднительно. Его готовят путем соединения кварцевого песка, силиката калия или натрия, причем при постоянно высокой температуре. Изготовление вещества доступно только в промышленных условиях, реже его делают строители опять-таки при наличии оборудования.

Пищевой клей

Так называемый пищевой клей применяется для украшения тортов – прикрепления на их поверхности фигурок, иного тяжелого декора. Существует 2 варианта приготовления клея:

  1. Смешать 4 ложки крахмала, 1 стакан холодной воды. Сварить густой кисель, остудить, чтобы получилась тягучая масса.
  2. Взять 250 г сахара, 100 мл воды. Изготовить карамель, которая обладает липкими свойствами.

Дополнительные варианты

Реже пользователи пытаются сделать иные типы клея, которые служат альтернативой магазинным продуктам.

Клей-карандаш

Клеящий карандаш делают из ПВА. Для корпуса нужно взять старую упаковку от дезодоранта-антиперспиранта, которая плотно закрывается. Настрогать хозяйственное мыло (2 части), залить водой (1 часть). Растворить на водяной бане, влить 4 ложки ПВА, остудить. После выложить массу в упаковку, дать застыть.

Супер-клей

Настоящий супер-клей сделать, конечно, не получится – он готовится из цианакрилата с добавлением ряда сложных химических компонентов. Но очень надежный состав все-таки можно создать своими руками. Для этого понадобятся:

  • 125 г столярного клея;
  • 100 г сахара;
  • 35 г гашеной извести;
  • 450 мл воды.

Сахар растворяют в воде, добавляют известь, нагревают 30 минут на водяной бане. Далее в раствор помещают измельченный столярный клей, варят, пока масса не будет однородной. Средство можно использовать для склеивания металла, керамики, фарфора.

Клей для пенопласта

Лучше всего для наклеивания пенопласта подходит столярный клей. Также годится казеиновый клей, который смешивают в равных частях с гашеной известью. Такое средство идеально для крепления пенопласта при утеплении дома.

Клей из пенопласта

Из ацетона и пенопласта делают клей для соединения элементов из стекла, металла, дерева. Пенопласт измельчают в крошку, заливают ацетоном, чтобы полностью покрыть его. Тягучая масса получается практически сразу, ее можно применять как обычный клей, предварительно хорошо перемешав.

При изготовлении клеев своими руками можно серьезно сэкономить, особенно если в доме, квартире планируется большой ремонт. Качество готового продукта может несколько уступать магазинному, зато он точно будет безопасен для здоровья и доступен!

Ссылка на основную публикацию