Лодка из фанеры своими руками: чертежи и изготовление

Самодельные лодки из фанеры

Приобрести готовую лодку сможет не каждый, поскольку цены очень кусачие. К тому же, не все конструкции отвечают запросам различных клиентов. Если взять надувные лодки, то это не очень надежные модели, поскольку могут запросто повредиться в сложных условиях. А это означает, что они не очень надежные. В таких случаях принимается решение на изготовление лодки своими руками из фанеры. Строительство маломерного плавсредства, начинается с зарисовок, которые потом трансформируются в весьма профессиональные чертежи.

Это увлекательный процесс и он под силу только тем рыбакам, которые находятся в постоянном творческом поиске. Кроме этого, построение лодки – это как фактор самоутверждения. Но если посмотреть на процесс серьезно, то ведь сложного ничего нет.

Лодка своими руками из фанеры

Небольшое плавсредство, которое в состоянии взять на борт 2-3 рыболова, имеющее не большой вес, можно легко сделать из фанеры, как одного из самых доступных строительных материалов. Причем, лодка может передвигаться как при помощи весел, так и с помощью лодочного мотора или паруса. Для этого не потребуется особой, профессиональной подготовки, что вполне посильно даже новичкам.

Фанера является достаточно прочным материалом, для того, чтобы построить маленькое судно, не говоря уже о дорогостоящих яхтах, где при их изготовлении широко используется и фанера. Кроме этого, она просто поддается обработке, при применении электрических или ручных приспособлений.

Кроме этого, если на такую лодку установить мотор, то она может развить солидную скорость при не плохих ходовых характеристиках. К тому же, фанерная лодка на много надежнее надувной лодки.

Материалы и инструменты

Во-первых, придется подобрать соответствующее по пощади, помещение, где могла бы свободно разместиться лодка. Желательно, чтобы помещение отапливалось, так как все работы могут происходить зимой. Летом, вряд ли кто-нибудь начнет строить лодку: летом нужно уже плавать на ней. Мало того, помещение должно быть вентилируемым, с возможностью поддержания оптимального температурного режима. Поскольку работать придется с деревом, то влажность должна быть оптимальной.

Чтобы начертить схему, нужно иметь:

  • чертежные принадлежности;
  • карандаши;
  • резинки;
  • лекала;
  • линейки и треугольники;
  • рейсшина;
  • картон и чертежная бумага;
  • клей для бумаги;
  • калькулятор.

На этапе постройки потребуется:

  • электролобзик;
  • молоток;
  • топор;
  • струбцины (до 10-ти шт, не меньше);
  • кисточки, шпатели (металлические и резиновые);
  • шуруповерт;
  • электро и ручной рубанок;
  • отвертки;
  • стамески;
  • степлер;
  • циркулярная и ручная пила.

Материалами для изготовления могут послужить:

  • фанера (лист 1,5х1,5 метра), толщиной 4-5 мм;
  • доски сосновые или дубовые;
  • стеклоткань для оклейки корпуса лодки;
  • шпаклевка для заделки щелей;
  • водонепроницаемый клей;
  • олифа или водоотталкивающая пропитка для дерева;
  • краска масляная или водостойкая эмаль;
  • гвозди, шурупы, саморезы;
  • металлическая полоса, металл для различного крепежа.

Основные размеры лодки

Если использовать фанеру, толщиной 5 мм, то оптимальными окажутся такие ее размеры:

  1. Общая длина плавсредства – 4,5 метра.
  2. Ширина плавсредства (в самом широком месте) – 1,05 м.
  3. Глубина лодки – 0,4 метра.

Из чего состоит лодка

Лодка состоит из узлового элемента – киля, который служит базой и к которому крепятся прочие элементы лодки. Нос лодки называется форштевнем и с обратной стороны находится ахтерштевень. С помощью этих компонентов лодке придается продольная жесткость. Подобные детали конструкции могут быть выполнены как из цельного отрезка дерева или отдельных составляющих, соединенных способом склеивания, а так же сбитых гвоздями или скрученных шурупами.

Форма корпуса определяется наличием поперечных силовых элементов, которые называются шпангоутами. Доски, соединенные со шпангоутами, форштевнем и ахтерштевнем, формируют борта лодки.

Если этот остов обшить фанерой, то получится лодка. Внутри лодки настилается настил – слань, который является нижней палубой, чтобы защитить дно лодки.

Лодки из фанеры под мотор

Лодки под мотор особо не отличаются своими конструкционными соображениями, по сравнению с лодками, предназначенными для движения под веслами или под парусом. Отличие заключается лишь в организации места для крепления двигателя. Как правило, на корме крепится транцевая доска, где и устанавливается лодочный мотор.

Отдельные конструкции маломерных судов оснащают и другими элементами, такими как кокпит, палубные стрингеры, боковые стрингеры и др. Для улучшения устойчивости и непотопляемости, в плавсредствах предусматриваются специальные промежутки, которые заполняются монтажной пеной. Подобный подход позволяет исключить возможность затопления лодки, если она опрокинется.

Рабочие чертежи лодки

Вся работа по постройке лодки начинается с чертежей, которые должны быть составлены профессионально. Если этого сделать невозможно, то можно обратиться за помощью в Интернет, где можно подыскать уже готовые чертежи. Главное, чтобы они соответствовали основным воображениям. Но и здесь нужно быть внимательным, чтобы не пропустить основные этапы по сборке лодки и изготовлению дополнительных узлов.

Как правило, большинство чертежей рисуется на миллиметровой бумаге. Это даст возможность детально просчитать все узлы конструкции.

Большой эскиз чертежа можно нарисовать по следующему алгоритму:

  • Проводится линия, которая условно делит лодку на две части. При этом учитывается тот факт, что две части, левая и правая должны быть симметричными и абсолютно одинаковыми.
  • Проведенная линия делится на несколько равных отрезков. Впоследствии, на этих участках будут установлены шпангоуты.
  • Рисуется как вертикальное отображение, так и проекция сверху.
  • По поперечным отметкам вычерчиваются формы шпангоутов.
  • Проверяются основные размеры всех составляющих в масштабе.
  • Форма шпангоутов вычерчивается в масштабе 1:1 на картоне или толстой бумаге.
  • Гибкие линии формы лодки вычерчиваются с помощью линейки или лекала.

Полученный рисунок складывается вдоль прочерченной линии для проверки на симметричность. Обе части должны безупречно повторять друг друга.

Перенос рисунка на деревянную заготовку

После очередной проверки чертежей на правильность, их переносят на картон. Толстая и жесткая бумага облегчит этап переноса чертежей на заготовки. Рисунок переносится на заготовку с учетом всех контуров и обводов в точности, как он начерчен, без всевозможных напусков, уменьшений и увеличений размеров.

При копировании рисунков следует учитывать направление волокон древесины. В данном случае, все зависит от конструкции элементов лодки. Если элемент изготавливается из фанеры, то слои фанеры сами по себе расположены таким образом, что волокна каждого последующего слоя располагаются перпендикулярно предыдущего слоя.

Что касается изготовления футоксов, то их можно сделать и больше, по высоте, поскольку их потом можно будет обрезать.

Технологические этапы изготовления

Чтобы построить лодку из фанеры своими руками, нужно проделать следующие шаги:

  • перенести рисунок на шаблон;
  • перенести рисунки из шаблонов на дерево;
  • установить киль и закрепить форштевень;
  • закрепить шпангоуты;
  • закрепить охтерштевень и транцевую доску (для мотора);
  • обшить днище фанерой;
  • обшить борта;
  • загерметизировать стыки и стрингеры;
  • пошпаклевать и покрасить корпус лодки.

Корпус лодки

Остов лодки и его корпус собираются из заготовленных деталей. Процесс сборки должен проходить аккуратно и внимательно, во всех плоскостях.

Шпангоуты к килю крепятся сначала предварительно и лишь только после очередного контроля закрепляются окончательно. Причем, крепление должно быть надежным, поскольку лодку придется переворачивать перед обшивкой ее фанерой.

Собираем внутренний контур футоксов

Крепость конструкции, в том числе и бортов, зависит от того, насколько надежное крепление футоксов. Футоксы являются составной частью конструкции шпангоута, который состоит из флортимберса и двух футоксов.

Флортимберс – это нижняя часть шпангоута, которая предназначена для закрепления к килю. Футоксы – это боковые части шпангоутов, к которым крепятся борта лодки. Места креплений футоксов и флортимберса конструктивно выполнены несколько шире, что увеличивает устойчивость всей конструкции. Особенно это важно для плавсредств, где будут установлены двигатели, которые увеличивают нагрузку на конструкцию в целом и при движении в частности.

Материал для форштевня

Форштевень имеет непростую форму, что обусловлено нагрузками, действующими на него в процессе движения лодки. Одним из самых подходящих материалов для его изготовления может послужить дуб, но, в крайнем случае, можно воспользоваться и вязом.

Повезет, если удастся отыскать отрезок подходящего дерева, имеющего природный изгиб. Если такой возможности нет, то можно изготовить форштевень из отдельных элементов, методом склеивания. Если хочется иметь цельную конструкцию, то нужно взять топор и другие инструменты, и вырубить его согласно форме лодки.

Конструкция киля

Киль является самым простым компонентом конструкции лодки, и представляет из себя типичную доску, толщиной 25-30 мм и длиной 3,5 м.

Бортовые доски

Для этого, выбирают здоровые, ровные и без сучков доски, 150 мм в ширину и до 5 м в длину.

Изготовление транца

Транец предназначается для крепления лодочного мотора. Доска для транца должна иметь толщину 25 мм. Если используется фанера, то лучше склеить несколько слоев, чтобы в итоге получилась подходящая толщина (20-25 мм). Основание для крепления мотора должно быть жестким, поэтому его толщина не должна быть меньше 20 мм. Если необходимо, то транцевая доска усиливается сверху деревянным бруском. В данном случае, все зависит от способа крепления лодочного мотора.

Изготовление каркаса лодки

Каркас собирается в следующей последовательности:

  • устанавливается киль;
  • устанавливаются штевни;
  • размечаются места установки шпангоутов;
  • установка шпангоутов;
  • крепеж шпангоутов, штевней и транца к боковым доскам;
  • проверка правильности установки всех элементов, перед окончательным их креплением;
  • места соединения элементов конструкции желательно обработать водостойким составом или олифой.

Обшивка лодки фанерой

Согласно рабочего чертежа, из фанеры вырезаются заготовки для обшивки корпуса лодки.

  • каркас лодки опрокидывается вверх дном;
  • все поверхности киля и шпангоутов обрабатывают наждачной шкуркой и делают их абсолютно ровными;
  • детали дна лодки устанавливают на свое место и закрепляют с помощью степлера, после чего места крепления пробивают гвоздями;
  • бортовые элементы обшивки для начала примеряют, а потом крепят аналогичным образом, как и при креплении днища;
  • при проклейке заготовок, следует обращать внимание на направление волокон внешного слоя фанеры. Они должны располагаться вдоль, а не поперек лодки.

Работа с клеем

Работы с клеем направлены на то, чтобы получить прочную конструкцию, а при случае, заполнить им швы или трещины. При работе с фанерой, проклеиваются все места соединения заготовки с килем и шпангоутами. После пробивки гвоздями, клеем заполняют зоны соединения фанеры с несущими элементами, если они не прилегают плотно.

Для улучшения прочности и ходовых качеств плавсредства, фанерная обшивка обклеивается стеклотканью. Подобная защита деревянной конструкции повышает долговечность лодки. Стеклоткань одинаково распределяется по плоскости обшивки, при этом не желательны складки или появление пузырей, что указывает на плохое качество работы. Ткань клеится от киля, по направлению к бортовым доскам.

Покраска

Как только поверхность лодки хорошо просохнет, приступают к следующему этапу – шпаклевке и покраске. Отлично подойдут готовые шпаклевочные смеси на искусственной основе. Красится лодка в два этапа: сначала наносится грунтовочный слой, а затем один или два слоя краски.

Самодельная лодка из фанеры своими руками

Из-за достаточно высоких цен на лодки, покупка готового изделия заводского стандарта становится затруднительной. К тому же модель, изготовленная согласно государственным стандартам не всегда удовлетворяет потребности потребителя. К примеру, надувные лодки достаточно мобильны и удобны в транспортировке, но велик процент быстрого износа ввиду физических повреждений корпуса. Долгожданная рыбалка или активный отдых на воде может внезапно закончиться из-за малейшего прокола.

Опытные рыболовы, желающие сберечь накопленные деньги, и получить плавсредство, соответствующее всем требованиям, принимают решение собственноручно сделать лодку из листов фанеры. Лодка из фанеры своими руками достаточно увлекательное дело для рыбаков, желающих творчески проявить свою личность. Кораблестроение начинается с определения величины плавсредства, набросков, которые по ходу доработок становятся мастерски выполненными чертежами.

Из чего состоит лодка

В начале конструирования лодки для рыбалки необходимо ознакомиться с терминологией. Итак:

  1. Киль. Основание для крепления всех имеющихся элементов конструкции. Основной элемент корпуса.
  2. Форштевень. Носовая часть лодки.
  3. Ахтерштевень. Противоположная носу сторона плавсредства.
  4. Шпангоуты. Поперечные детали, которые создают необходимую жесткость и плавный контур корпуса.
  5. Слань. Индивидуальный настил, расположенный по дну лодки.
  6. Борта лодки. Борта формируются из досок, которые установлены над форштевнем и ахтерштевнем, объединенные в процессе крепления со шпангоутами.

Размеры лодки, ее виды и формы

Поскольку лодками пользовались еще наши предки, в истории сохранились модели, которые и сейчас можно изготовить в домашних условиях. Стандартная фанерная лодка предусмотрена на одного или двух человек с общей массой не более 150 кг. Длина лодки не должна превышать 2,7 м, ширина 1,2 м, а высота бортов на миделе не выше 30 см. масса фанерной лодки около 29 кг.

Наиболее популярные модели лодок, которые вполне возможно изготовить своими руками:

  • Скиф, или плоскодонка, прекрасно подходит для плавания в тихих водах. Довольно легкая в строительстве и надежна в эксплуатации. Отличительной чертой стала ее легкость – длинную лодку может спокойно унести человек в одиночку.
  • Динги, лодка для плавания в неспокойной воде. Отличается от остальных разновидностей днищем с килем и носовым транец-форшпигелем.
  • Русский тузик, каноэ, лодка-фофан. Модели с ободами двойной кривизны, что характерно выпуском моделей только в промышленных условиях. Для изготовления плавсредства собственными силами стоит отдать предпочтение лодке с ободами одинарной кривизны.
  • Фанерная лодка. В домашних условиях можно построить лодку вместе с мотором, визуально походящую на катер.

Особенности изготовления

Самодельные фанерные модели востребованы как у рыболовов, так и у любителей отдыха на воде. Для создания маломерного плавсредства нужны инструменты, качественные стройматериалы, немножечко усилий и в короткий срок фанерное чудо будет готово.

Важно отметить, что лодка из фанеры собственными руками, не только экономит средства, но и имеет ряд преимуществ:

  • надежность и длительный срок службы конструкции;
  • маленький вес. Достаточно весомый аргумент при транспортировке и спуске на воду;
  • вместительность лодки до 5 пассажиров.

Материалы и инструменты

Наиболее важные технические характеристики конструкции, такие как надежность и долгий срок эксплуатации, непосредственно зависят от выбора строительного материала для ее изготовления. Именно поэтому стоит серьезно подойти к выбору материала. Фанера, используемая для производства корпусной мебели, для конструирования плоскодонки не подойдет. В связи с этим, лучше всего отдать предпочтение таким маркам:

  • БС. Фанера обладает устойчивостью к воде за счет пропитки шпона бакелитовым клеем. Очень высокая стоимость материала.
  • БК. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки шпона бакелитовым лаком. Стоимость в разы ниже марки БС.
  • ФСФ. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки на основе фенолформальдегидных смол. Подходит по всем критериям для конструирования лодки.

Кроме фанеры для создания лодки необходимы:

  • трафарет. Для новичков в этой сфере продаются специальные шаблоны во весь размер плавсредства;
  • брусья и доски;
  • стеклоткань для изоляции швов;
  • яхтный лак или водоэмульсионная краска;
  • эпоксидный клей;
  • проволока медная;
  • шурупы;
  • гвозди.

Набор инструментов для постройки плавсредства простой:

  • карандаш и рулетка;
  • шпатель;
  • струбцины;
  • рубанок;
  • молоток;
  • электролобзик;
  • шлифмашинка.

Этапы изготовления

Рассмотрев все модификации материалов, и приготовив весь инструмент, следует переходить к первому этапу создания самодельной лодки из фанеры.

Читайте также:  Как очистить воду в частном доме от различных загрязнений с помощью фильтров

Чертежи лодки и перенос их на материал

Строительство модели из фанерных листов начинается с грамотно оформленных чертежей. Новичкам можно воспользоваться подсказками всемирной паутины, либо приобрести чертежи в магазине. Чертежи, составленные профессиональными конструкторами на чертежной бумаге, дают возможность подробно изучить все углы конструкции.

Чертеж в реальный размер модели можно отобразить следующим образом:

  • по центру листа проводится линия, разделяющая чертеж лодки из фанеры на две равные части. Непременным условием составляет симметричность сторон;
  • начерченная линия условно разделяется на четыре равных отрезка для установки шпангоутов;
  • графически отображается вертикальное изображение и вид модели сверху;
  • по нанесенным диаметральным линиям вырисовывают формы шпангоутов;
  • для контроля точности чертежа сверяются основные параметры всех фракций в заданном масштабе;
  • на плотной бумаге вырисовывается в масштабе 1:1 форма шпангоутов;
  • пользуясь лекалами и длинной линейкой, прорисовывают гибкие линии модели;
  • составленный набросок складывают вдоль горизонтальной линии и сверяют на точность начерченных деталей. Обе части рисунка должны быть идентичны друг другу.

Чертеж перемещают на картон после детальной сверки. Жесткая бумага облегчает процесс перенесения на фанеру чертежа. Изображение переносится на фанеру с учетом всех соблюдаемых масштабов, в соответствии с тем, как оно нарисовано. Увеличение или уменьшение размеров категорически недопустимо. Важно при копировании зарисовок на фанеру принимать во внимание направление волокон древесины. На этом этапе это зависит от конструкции элементов модели, так как слои фанеры расположены таким образом, что волокна каждого последующего слоя располагаются перпендикулярно предыдущего слоя.

Сборка корпуса модели плавсредства

Раскройка деталей для самодельной конструкции трудностей не вызывает. Для распила деталей потребуется электролобзик. Очень важно распиливать детали электролобзиком, так как другой инструмент может оставить кривую линию среза, и детали останутся в сколах.

После распила всех элементов необходимо отшлифовать все составляющие конструкции и просверлить в них отверстия для сшивания корпуса. Отверстия следует просверлить с равным расстоянием в 100 мм для сохранения эстетичности внешнего вида. Сшивать днище конструкции следует капроновой нитью, так как капроновая нить достаточно прочная, не поддается гниению, после пропитки эпоксидной смолой выступает в роли армирующего элемента.

Обработка швов клеем и установка дополнительных элементов

Последующие работы сводятся к небольшому алгоритму:

  1. по краю кормы и транца необходимо высверлить отверстия;
  2. прикрепить транец ко дну;
  3. из двух одинаковых частей необходимо выпилить детали для борта принимая во внимание наклон транца;
  4. по краям бортов и скулы днища следует просверлить отверстия с равным расстоянием в 150 мм;
  5. на этапе скручивания деталей стоит учитывать, что борта, установленные на днище, должны быть примотаны скрученными концами наружу. Транец расположен между бортами;
  6. прикрепить к готовой конструкции сидения и шпангоут;
  7. отступив 300 мм от сидений, выпиливаются проемы под уключины. Это место следует укрепить брусками;
  8. после выполненных работ все стыки деталей проклеиваются тремя слоями стекловолокна и смазываются эпоксидным клеем. Перед оклейкой откусываются все наружные скрепки.
  9. после полного высыхания клея на стыках швов, вклеивают банку и перегородку;
  10. во все пустые отверстия, оставшиеся после временного крепления, эпоксидной смолой вклеивают деревянные нагеля;
  11. таким же образом склеивают наружные швы;
  12. чтобы уберечь дно от механических повреждений, следует приделать к нему киль и наружные стрингеры.

Финишная отделка плавсредства

После всех проведенных манипуляций остается завершающий этап отделочных работ по корпусу.

Последовательность финишной обработки готовой конструкции:

  1. Зашкуривание наждачной бумагой все неровные фрагменты эпоксидной смолы;
  2. Влагостойкой шпатлевкой выравниваются все полученные в процессе стройки изъяны;
  3. Готовую конструкцию покрывают лаком или влагоустойчивой краской в несколько слоев;
  4. Приобретение весел или изготовление их своими руками.

Для предупреждения гниения лодки с течением времени, не обойтись без проведения профилактических обработок по всему корпусу. При постоянном уходе и бережном использовании самодельная лодка из фанеры прослужит длительное время.

Как можно самостоятельно сделать лодку из фанеры?

В рыбацких и охотничьих магазинах можно найти все что угодно, и лодки не исключение.

Но много людей хотят сделать плавательное средство самостоятельно, ведь это интересно и недорого.

У лодок, которые делаются своими руками, есть ряд преимуществ перед заводскими вариантами:

  • Легкость конструкции. Такое приспособление из фанеры будет намного легче, чем деревянные или металлические конструкции;
  • Устойчивость на воде. Для такой лодки используют цельные листы фанеры, а ее формы получаются идеальными для спуска на воду;
  • Низкая стоимость. Потратить деньги нужно будет только на фанерные куски, клей, лак и доски;

Чтобы обеспечить безопасность конструкции, использовать нужно только качественные материалы. Фанера должна быть цельной, без повреждений. Цена первых сортов немного выше, но надежность также важна.

Для людей, которые имеют навык в столярном деле, работа будет несложной. Она займет полтора недели, если делать лодку в свободное время, то пару полных дней.

Читайте о том, как самостоятельно сделать моторную лодку? Также посмотрите нашу статью о ремонте резиновой лодки своими руками.

Чертежи лодок

На сегодняшний день самыми популярными являются лодки по проекту «Stitch and glue», что переводится как «Сшей и склей», большая часть таких чертежей продается в натуральном масштабе, это делает процесс постройки более простым.

Одной из таких конструкций является «Север 520».

Север 520

Это чертежи под моторную лодку. Одновременно она сможет вмещать до 7 человек, есть и 2 спальных места. Ее длина составляет 5,2 м., а ширина 2,08. Двигатель рекомендуют ставить от 50 до 100 лошадиных сил.

Данная модель очень удобна и практична, но стоимость ее постройки превысит 100 тысяч рублей. Более доступной конструкцией является «Бриз-42».

Бриз-42

Вначале была модель «Бриз-26», она была рассчитана всего на двух человек, но на испытаниях хорошо себя зарекомендовала, поэтому было принято решение сделать более габаритный вариант. Так появился «Бриз-42».

От своего предшественника он получил внешность и узкое дно. Чертежи предусматривают багажные отсеки, палубу и ступеньку. В ней одновременно может находиться четыре человека. Используются весла, но можно установить и двигатель мощностью не больше 8 л.с.

Более сильные варианты приведут к дифференту хода, поэтому скорость не увеличится. Не страшна ей и плохая погода, есть возможность натянуть тент.

Для ее постройки своими руками используют дерево и листы фанеры. При довольно длинном корпусе (4,2 м.), вес составит всего около 60 кг. Водостойкие материалы обеспечивают нужную безопасность конструкции.

Среди компактных вариантов следует обратить внимание на тузик-картоп. Эту модель можно считать более современной модификацией «Золотой рыбки». У них почти одинаковая длина, но тузик немного шире, и отличается высокими бортами.

Плоское дно и высокий борт обеспечивают нужную безопасность конструкции. Такая лодка вмещает двух взрослых людей и одного ребенка. Она отлично подойдет для отдыха на водоеме или рыбалки. Есть возможность использовать парус. При этом масса составляет всего 35-40 кг, что позволяет без проблем перевозить ее на крыше автомобиля.

Нос лодки может показаться немного странным, но он очень функционален. Благодаря такому носу увеличивается грузоподъемность и придается высокая устойчивость на воде. Кроме того, такие формы значительно упрощают процесс сборки.

«Утка-2»

Такая конструкция очень популярна среди рыбаков и охотников. На нее ставят моторы малых мощностей, также у нее малая осадка, а это позволяет плавать по мелководью и в зарослях.

Также «Утка-2» хороша и для прогулок по водоемам, есть возможность установить парус.

Она легко вмещает двух взрослых людей с большой кучей снаряжения. Если в пути кончиться топливо или заглохнет мотор, то движение продолжается благодаря веслам.

Скорость средства при включенном моторе будет составлять до 25 км/ч, на веслах примерно 5-6 км/ч. Маленький плавник позволяет двигаться прямо при гребле.

Такой вариант отлично подойдет для начинающих судостроителей. Сделать своими руками ее несложно, а двигатели и фанера обойдутся недорого.

Если не удалось найти нужный чертеж, то его можно сделать самому. Чертежи и наши рекомендации о постройке прицепа для лодки смотреть тут.

Но заняться проектированием своими руками может только профессионал, ведь нужно точно рассчитать грузоподъемность, вместительность, форму носа и другие нюансы.

Сборка конструкции

Когда материалы и чертежи есть, то нужно начинать работу. Первым этапом станет вырезание деталей из фанеры. Для этого лучше всего использовать электролобзик. Важно точно резать по размерам, иначе конструкция не сойдется.

Потом шпангоуты склеивают с задним бортом, эти детали будут весьма тяжелыми. Если для плавсредства нужен мотор, то задний борт укрепляют.

Следующим этапом станет скрепление транца с бортами и дном. Обшивочные части крепить нужно с помощью клея.

После сборки конструкции нужно приготовить аэросил и эпоксидную смолу. Эти вещества смешиваются 1 к 1. Полученное вещество используют для герметизации швов. Также для этой цели, внутри лодки, швы заклеивают полосами из стеклоткани.

Важно: при такой работе используются весьма токсичные вещества, поэтому работать нужно на улице, или в проветриваемом помещении, и с использованием специальных средств защиты.

Когда клей высыхает нужно поставить шпангоуты. Потом нужно установить сидения, багажные отсеки и другие элементы. После того, как судно высохнет, надо приступать к финальному этапу, это шлифовка и герметизация стеклотканью и эпоксидным раствором.

После этого следует процесс покраски конструкции, это поможет дополнительно защитить судно от влияния воды и придаст хороший внешний вид.

Покраска состоит из:

  • Обезжиривания всех деталей судна;
  • Обработки деревянных элементов пропиткой;
  • Шпатлевки поверхностей. Это позволит замаскировать все дефекты;
  • Грунтовки. Для этого можно использовать кипяченую олифу;
  • Нанесения лакокрасочных материалов. Для этого можно покупать любую краску, но увеличить срок службы лодки помогут специальные водостойкие материалы для фанеры;

Постройка такого плавсредства своими руками – это интересное и творческое занятие для людей, которые любят делать вещи самостоятельно. Главное – придерживаться размеров, на которые указывают чертежи.

Возможно, во время этого процесса, будут ошибки, которые нужно будет переделывать. Но, в результате получится отличная и недорогая лодка. Хранить такое средство лучше всего на суше. Это судно отлично подойдет для использования на спокойных озерах и реках.

Выходить в море или сплавляться по горным рекам на нем запрещено. Также нужно внимательно следить за швами и целостностью конструкции, если есть проблемные участки, то их нужно герметизировать.

При бережливом отношении и правильно хранении, такое плавсредство прослужит долго, и поможет отлично провести время на рыбалке, или просто во время прогулки по водоему.

Рекомендуем ознакомится с нашим материалом о том, как правильно выбрать насос для лодки ПВХ? Возможно вас также заинтересует информация о создании тента для лодки своими руками.

Лодка из фанеры: подбор инструментов, материалов, чертежи, сборка корпуса, проклейка швов и установка дополнительных деталей, финишная отделка

Если вы – заядлый рыбак, или просто не представляете себе теплое время года без отдыха на воде, то небольшое речное судно для вас будет очень уместным приобретением. Однако готовые изделия такого типа стоят немало, а вот самодельная лодка из фанеры достаточно проста – так что есть смысл потратить некоторое время на освоение методики, и затем с минимальными затратами средств и сил собрать небольшой ялик, байдарку или плоскодонку.

В нашей статье мы опишем процесс изготовления такой конструкции, начиная с подбора материала и заканчивая технологией отделки.

Изготовить такое суденышко сложно, но вполне реально

Что нам нужно

Набор инструментов

Приступая к работе, нам следует позаботиться о наличии всех необходимых инструментов.

В принципе, набор потребуется простой:

Выпиливать заготовки удобнее всего дисковой пилой

  • пила по дереву (дисковая или сабельная);
  • электролобзик с набором полотен;
  • шлифовальная машинка с насадками для обработки фанеры;
  • дрель и сверла разного диаметра;
  • шуруповерт;
  • струбцины для фиксации склеиваемых деталей;

Вместо струбцин в некоторых случаях подойдут зажимы для бумаги

  • ручной инструмент – молотки, пассатижи, стамески и т.д.
  • измерительный инструмент – рулетка и уровень.

Работы лучше выполнять в свободном гараже или мастерской. В принципе, детали можно собирать и на полу, но работать будет куда удобнее, если мы из бруса и толстых досок сконструируем специальные козлы, на которых и будут размещаться все элементы нашей будущей лодки.

Подбор материалов

Проекты лодок из фанеры, в изобилии представленные в интернете, предполагают использование самых разных материалов. Мы рассмотрим одну из наиболее простых модификаций, поскольку новичкам лучше отрабатывать методики на несложных образцах.

Заготовки для работы

Для постройки судна нам будут нужны:

Фанера для лодки должна соответствовать ряду требований:

К ним относятся:

Чертежи лодки и перенос их на материал

Прежде чем приступать к закупке материалов, нам будут нужны чертежи лодок из фанеры. Строить схему плоскодонки или туристической байдарки самостоятельно стоит только в том случае, если у вас есть достаточный опыт, и вы четко понимаете, какого размера вам нужна лодка, и какую конструкцию она обязана иметь. Новичку же лучше воспользоваться готовым проектом – благо, найти его в сети не составит труда.

Чертежи лодки из фанеры с крупными схемами устройства основных узлов

Итак, перед тем как из фанеры сделать лодку, поступаем следующим образом:

  1. На основе чертежей делаем шаблоны нужной формы и размера из оберточной бумаги или старых обоев.
  2. Выкройка лодки из фанеры прикладывается к деревянной панели и обводится по контуру.
  3. Точно так же шаблоны используются для разметки досок и брусьев, из которых будет делаться внутренний каркас.

Еще одна схема: плоскодонка с фанерными бортами и дощатым днищем

При переносе размеров на заготовки мы с высокой вероятностью столкнемся с трудностями. Связано это с тем, чтоб стандартный размер фанерного листа (максимум 3000 мм по длине) часто бывает меньше, чем запланированные габариты лодки. В этом случае нам необходимо освоить методику склейки фанеры:

Торцы двух деталей подгоняем друг к другу.

  1. Аккуратно стесываем края на длину, превышающую толщину листа примерно в 7 – 8 раз.
  2. Полученные скосы смазываем столярным или полимерным клеем и надежно зажимаем струбцинами.
  3. После полной полимеризации клея мы получаем достаточно длинный лист с прочным соединением «на ус».

Схема склейки фанерных листов

Методика работы

Сборка корпуса лодки

В этом разделе мы расскажем, как самому сделать лодку из фанеры, пользуясь заготовками, чертежами и шаблонами, подготовленными так, как указано выше.

Инструкция предполагает выполнение работ по следующей схеме:

  1. Вначале с помощью электролобзика или сабельной пилы вырезаем из фанеры все детали . При выпиливании стараемся действовать предельно аккуратно, строго соблюдая размеры – даже расхождение на 1 мм может привести к тому, что при сборке бортов у нас образуются крупные щели, и придется выполнять трудоемкую подгонку.

Перед тем как сделать лодку из фанеры, обязательно проверяем точность подгонки деталей

  1. Шпангоуты вырезаем из более толстой доски, или же склеиваем из нескольких слоев фанеры . При склейке масса детали, естественно, увеличится, но на плавучести конструкции это отразится не сильно.
  2. Гребные лодки из фанеры делаются со стандартной кормовой доской (транцем), а вот для моторки нужно установить более прочную деталь . Довольно часто кормовой транец делают многослойным: фанера 8-10 мм + стеклоткань + дубовая доска около 15 мм.

Совет!
Многослойные детали иногда дополнительно стягиваются саморезами.
При этом длина крепежа подбирается таким образом, чтобы шляпки были заглублены примерно на 0,5 мм, а острые края не выступали наружу.

  1. Склеенный или цельный транец устанавливаем на козлы или верстак и прикладываем к нему деревянные заготовки бортов . После этого фиксируем детали струбцинами и сводим фанерные листы на носу, формируя контур лодки.
Читайте также:  Квартирные Входные Двери: Что Учитывать при Выборе

Начальный этап сборки

  1. Приступаем к сборке корпуса . Детали крепим либо с помощью шовного материала (проволока, леска), либо с использованием клея. При склеивании стесываем торцы соединяемых фанерных листов под нужным углом и внимательно следим, чтобы не было расхождения бортов в килевой части.
  2. На этом этапе устанавливаем внутрь корпуса шпангоуты . Используя эти детали в качестве распорок, окончательно придаем форму бортам.

Склейка деталей с зажимом струбцинами

  1. Дополнительно укрепляем каркас поперечинами – часть из них будут использоваться в качестве временных распорок, а часть можно будет оставить для формирования настила.
  2. После завершения черновой сборки внимательно осматриваем конструкцию , проверяя, насколько точно сошлись швы, и нет ли необходимости в подрезке каркаса.

Проклейка швов и установка дополнительных деталей

При изготовлении фанерной лодки своими руками этап склейки элементов и герметизации всех швов является одним из наиболее ответственных.

От качества выполнения всех операций напрямую зависит надёжность и долговечность нашего плавсредства, потому действуем очень аккуратно:

  1. Сначала готовим клеевой состав. Нам его будет нужно довольно много, а цена специализированных клеев весьма высока, так что мастера предпочитают использовать самодельное средство на основе эпоксидной смолы и двуокиси кремния (так называемый аэросил). Компоненты смешиваем в пропорции 1:1, а затем с помощью насадки на дрель доводим до консистенции густой сметаны.

Совет!
Состав содержит большое количество летучих токсичных компонентов, потому и процесс его приготовления, и саму проклейку стоит проводить в хорошо проветриваемом помещении с обязательным использованием средств для защиты органов дыхания.

  1. Полученной клеевой массой промазываем все стыки между деревянными деталями. Шпангоуты и распорки перед этим вынимаем.

Почти любая технология изготовления лодки из фанеры предполагает проклейку швов для их герметизации

  1. Вдоль каждого шва внутри корпуса укладываем полосу из стеклоткани шириной около 100 мм. Поверх полосы наносим еще один слой эпоксидно-кремниевого клея.
  2. Когда проклеенные швы полностью высохнут, устанавливаем на место шпангоуты. Фиксируем их на днище и бортах с помощью клея, дополнительно усиливая крепление полосами стеклоткани внахлест.

Когда конструкция будет полностью зафиксирована, приступаем к оборудованию лодки:

  1. На дно укладываем доски настила, размещая их на шпангоутах.
  2. Борта усиливаем дополнительными верхними брусьями, на которых отдельно закрепляем уключины.

Совет!
Каждую уключину фиксируем с использованием широкой фанерной пластины, которая предназначена для равномерного распределения нагрузки при гребле.

  1. В носовой части устанавливаем несколько поперечин. Поверх них укладываем треугольный щит из влагостойкой фанеры, формируя кокпит – закрытое пространство на носу лодки.

Фото почти готовой лодки с приклеенными бортами, установленными шпангоутами и каркасом для кокпита

  1. После того как клей полностью высохнет, снимаем лодку с козлов и укладываем на основание днищем вверх.
  2. Шлифуем и обезжириваем швы, после чего промазываем их снаружи тем же клеевым составом, который использовался при внутренней обработке.

Наружная проклейка швов

Финишная отделка плавсредства

Нам остается придать нашей лодке привлекательный внешний вид, одновременно защитив ее деревянные детали от воздействия влаги.

  1. Используя шлифовальную машинку, тщательно обрабатываем все поверхности, удаляя выступающие деревянные волокна.

Совет!
Если для работы использовалась шлифованная фанера, то обработке подвергаем только проклеенные швы.

  1. Обезжириваем древесину, нанося на материал растворитель. При этом следим, чтобы состав не повредил клеевые соединения.
  2. Обрабатываем деревянные части влагозащитной пропиткой. Лучше всего здесь подойдут комплексные средства от Tikkurila – они одинаково хорошо защищают фанеру и дерево как от пресной, так и от соленой воды.

Краска для днища и бортов

  1. После высыхания пропитки для дерева шпаклюем все швы и неровности, а затем грунтуем лодку.
  2. Окрашиваем борта и днище влагостойкой краской в два-три слоя. Оптимальный расход в данном случае составляет от 1 до 1,5 л на 1 м2 поверхности.
  3. Внутри лодку можно или покрасить тем же составом, или обработать лаком, устойчивым к истиранию и увлажнению.

Внешний вид изделия, готового к использованию

После того как краска и лак полностью высохнут, можно приступать к испытанию ходовых качеств нашего судна!

Заключение

Воспользовавшись приведенными выше советами о том, как делается лодка из фанеры, вы сможете своими силами с минимальными финансовыми затратами сконструировать простое, но достаточно надёжное плавсредство. Чтобы разобраться в нюансах, рекомендуем вам внимательно изучить видео в этой статье, а все вопросы, возникающие ходе просмотре и работы, можно будет задать в комментариях к этому материалу.

Чертежи лодок из фанеры: выбор материала и сборка

Отдых на воде – одно из самых популярных способов провести выходные, который выбирают не только любители рыбалки, но и поклонники активного отдыха. Некоторые предпочитают бороздить водные просторы, занимаясь плаванием, однако этот способ не всегда уместен – полноценное удовольствие от присутствия водной стихии можно получить только посредством плавательного средства

К сожалению, приобрести лодку не всегда представляется возможным. Цена на качественное плавательное средство будет весьма существенна – в среднем она составляет около 35000 тысяч рублей. Единственным выходом в данном положении является изготовление лодки своими руками.

Вот по такому чертежу собираются лодки

  1. Чертежи лодки
  2. Сборка лодки
  3. Выбор материала
  4. Фанера
  5. Стеклоткань
  6. Клей
  7. Сборка
  8. Итог

Чертежи лодки

Чтобы сделать лодку из фанеры своими руками, необходимо подготовить чертеж, по которому будут изготовлены все составляющие детали плавательного средства. Как таковые чертежи фанерных лодок содержат в себе данные о размерах и форме всех деталей, которые предстоит собственноручно перенести на фанерный лист – это наиболее трудоемкий и важный процесс, от которого будет зависеть правильность структуры лодки.

На данный момент наиболее простым является американские проекты лодок из фанеры “Stitch and glue” , в которой чертежи выкроек предоставляются в натуральную величину, тем самым упрощая процесс переноса деталей на заготовку. Выглядят они таким образом:

Проект лодки из фанеры своими руками

Выкройки лодок из фанеры данного типа рассчитаны на приобретение бумажной версии, в которой, как говорилось выше, все детали предоставлены в натуральную величину. Однако если вы решили составить чертеж фанерной лодки своими руками, готовые проекты вам также могут пригодиться – в них предоставлена общая информация о размерах всех необходимых деталей.

Дрэскомб из фанеры Мотолодка «Аралия»

Сборка лодки

Выбор материала

Фанера

В качестве материала для лодки необходимо использовать “морскую” бакелитовую фанеру толщиной около 4 – 5 мм . Данный тип фанеры является высокопрочной и полностью влагостойкой продукцией – при условии, если клеевой состав имеет спирторастворимую структуру. Так как бакелитовая фанера изготавливается только из лиственных пород то, скорее всего вам придется приобретать березовую продукцию.

Сорт листов должен быть либо элитным, либо первым – более низкие сорта обладают различными структурными дефектами, присутствие которых в данном случае недопустимо. Длину и ширину листов следует рассчитывать исходя из размеров выкройки фанерной лодки – желательно чтобы все части будущей конструкции имели цельную структуру.

Обратите внимание! Бакелитовая фанера, это наиболее тяжелый аналог среди фанерной продукции — ее листы тонут в воде. Однако в данном случае лодка держится на воде за счет водоизмещения, в связи с чем, данный фактор не имеет большого значения.

Стеклоткань

В проектах лодок данного типа часто присутствует наличие слоя стеклоткани, которая исполняет роль армировочного покрытия. Стеклоткань лучше приобретать в рулонах, так как в них она имеет ровную однородную структуру, в то время как продукция в пачках неизбежно будет иметь различные неровности и перегибы, которые будут давать о себе знать в процессе наклеивании.

В качестве клеевого состава используется двухкомпонентный эпоксидный клей, которым проклеиваются швы и полностью покрывается поверхность лодки, как изнутри, так и снаружи. От качества клея будут зависеть надежность и внешние данные лодки – чем прозрачнее будут компоненты после застывания, тем меньше будет искажение текстуры древесины. Эпоксидная смола с отведителем

Существует два варианта приобретения: за рубежом и соответственно отечественные аналоги. Плюсом западных производителей являются высокое качество ингредиентов и удобная фасовка – вы можете приобрести столько клея, сколько вам необходимо. Огромным минусом является чрезвычайно высокая цена.

Отечественные производители выпускают продукцию либо в очень большой таре емкостью 50 кг либо в через-чур маленькой – 250 грамм, что является существенным недостатком. Найти более или менее приемлемую фасовку не всегда возможно, однако ее цена вполне демократична, по сравнению с зарубежными аналогами. Также имеет место низкое качество клея, которое может негативно отразиться на внешнем виде лодки.

Сборка

  • Первоначально необходимо осуществить перенос чертежа на фанеру – выкройки данного типа выпускаются в натуральную величину, достаточно просто обвести конур каждой детали и начинать распил. Для этой цели можно использовать шило, посредством которого наносятся риски и первоначальные линии;

Чертеж в натуральную величину

  • По сделанным отметкам осуществляется выпиливание необходимых деталей – для этой цели лучше использовать ручной лобзик, так как фанера достаточно тонкая и сделать ровный распил прямых линий электрической пилкой будет сложно;

Обратите внимание! Желательно сохранить опилки, оставшиеся после распила фанеры – в дальнейшем они пригодится в качестве наполнителя для проклейки швов.

Обратите внимание! Для получения ровности стыков можно использовать полиэтиленовые строительные крестики, которые периодически располагают на протяжении соединительного шва и фиксируются посредством проволоки.

Обратите внимание! Так как проще всего осуществлять пропитку палубы “на месте” – следует проследить за тем, чтобы корпус и палуба преждевременно не склеились друг с другом. Чтобы избежать этого — необходимо оклеить кромки малярным скотчем.

  • В первую очередь корпус и палуба склеивается изнутри смесью клея и стружки. Затем оклеивается наружная сторона шва – после высыхания клея швы шлифуются, и собирается кокпит, материалом для которого могут послужить остатки фанеры;

Склеивание палубы и корпуса

Несмотря на то, что данный способ сборки требует определенных затрат, так как найти чертежи такого типа бесплатно в большинстве случаев не представляется возможным – собранное в конечном итоге плавательное средство будет достойным результатом ваших усилий, и позволит осуществить процесс без обязательного наличия особых практических навыков и знаний. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме (узнайте также об особенностях изготовления авторской мебели из фанеры).

Одноместный каяк фото Собственноручно собранная лодка

Как сделать резные наличники на окна

Издревле главным украшением деревянного зодчества являлась домовая резьба по дереву – декорирование фасада дома разнообразными узорами и целыми рисунками, вырезанными из древесины. Центральным элементом декора экстерьера дома всегда выступали оконные наличники, изготовленные вручную народными умельцами и мастерами.

Так выглядят самодельные резные наличники

Возродить старинную практику резьбы по дереву и изготовить наличники на окна своими руками может попробовать любой желающий, если его не пугает столярное дело. Радость от творческого процесса и созерцание результата своих трудов, несомненно, принесёт удовлетворение создателю.

Преимущества и назначения оконных наличников

Оконный наличник является конструктивным элементом, предназначенным для закрытия щели между проёмом и оконной коробкой.

Благодаря наличникам обеспечивается:

  • неповторимость и оригинальность фасада;
  • эстетичность и законченность экстерьера;
  • снижается уровень шума;
  • защита от проникновения осадков, холода и ветра;
  • сохранность утеплителя между рамой и проемом.

Вернуться к оглавлению

Старинная технология изготовления наличников

В старину верили, что резные наличники защищают дом и его хозяев от сглаза и нечистой силой.

Экстерьер и отделка дома резными наличниками

Каждый узор и орнамент создавался не только как украшение, но и оберег. В верхней части окна чаще всего располагались символы солнца или крест. Растительные мотивы показывают стремление к единству с природой. Резные завитки и в волны – это знаки воды, дарующие жизнь и плодородие. Змеи, птицы и прочие животные также имели своё символичное значение.

Значение предавалось не только резным знакам, но и свойствам древесины. Порода дерева, место и условия, в которых оно росло, также непременно учитывалось мастерами. Например, из деревьев, которые выросли на перекрёстке, никогда не строили дома и не изготавливали никаких предметов. Орнаменты и техника изготовления резных наличников в каждом регионе и даже в каждой деревне были своими и неповторимыми.

Различаются следующие виды резьбы по дереву:

Вариант узора самодельного наличника для окна

  1. Глухая или плоская резьба. Этот популярный вид резьбы по дереву отличается отсутствием сквозных отверстий и прорезей на основе наличника. Орнамент или рисунок находится практически вровень с резьбой. Плоская резьба включает в себя все разновидности рельефной резьбы, среди которых особое место занимает геометрическая резьба с её ромбами, квадратами и кругами. Техника глухой резьбы достаточно сложна, но даёт возможность практически не ограничивать свою фантазию, создавая целые картины и витиеватые узоры на древесине.
  2. Скульптурная резьба – самая сложная и требует знаний и определённого таланта от резчика.
  3. Накладная резьба. Отдельно вырезанные небольшие детали закрепляются на основу, это могут быть различные рельефные фигурки или кружевные резные планки, закреплённые на контрастную основу.

Пример изготовления наличника накладной резьбой

  • Прорезная резьба. Этот вид резьбы также называют пропильным или сквозным. При данной технологии изготовления наличников доски прорезываются насквозь, и полностью удаляется фон изделия. Красота получаемого ажурного полотна и относительная простота метода делает прорезную резьбу самым популярным способом декорирования оконных наличников. Для изделий со сквозной резьбой можно использовать готовые эскизы и шаблоны.
  • Вернуться к оглавлению

    Порода древесины для резных наличников

    Для резьбы используются разные породы древесины. Их отличие заключается в плотности, твёрдости, структуре волокон, цвете, рисунке.
    Самой податливой и удобной для резьбы считается древесина лиственных пород – липа, осина ольха. Резные наличники на окна своими руками проще всего изготовить из липы. Она очень легко режется, однако нужно быть осторожным, чтобы не испортить заготовку неловким движением.

    Резной наличник из осины

    Древесина липы – чистая светлая с равномерной, практически не заметной текстурой. Есть у мягких пород дерева и недостатки: их рыхлая структура очень хорошо впитывает влагу, хотя эта проблема решается с помощью нанесения пропиток, покрытия лаком или краской.

    Из хвойных сортов для резьбы используют сосну, кедр, пихту, ель. Эти породы хорошо обрабатываются и прекрасно подходят для создания уличных наличников с прорезной и контурной резьбой.

    Сосна – самый распространённый и доступный пиломатериал, отличается хорошими эксплуатационными свойствами, четким красивым рисунком древесины.

    Благодаря содержанию смол сосна имеет хорошую устойчивость к атмосферному воздействию. Новичкам в резьбе можно использовать берёзу – её древесина не такая мягкая, как у липы, что позволяет получать более чёткие и аккуратные срезы. Берёза прекрасно поддаётся резке как вдоль, так и поперёк волокон, хорошо пилится и сверлится.

    Наличники из твёрдых пород (дуб, лиственница, бук, самшит, орех) очень долговечны, но стоят они дорого, и при обработке требуют больше усилий и времени. Изготовление таких наличников будет оправдано в следующих случаях:

    • для региона свойственны сильные перепады температур;
    • при очень сухом воздухе;
    • для климата с высокой влажностью.

    Для мелких элементов, выполненных в технике накладной резьбы, можно использовать фруктовые сорта деревьев, например вишню, яблоню, грушу.

    Узоры для резных наличников – создание шаблона

    Чтобы орнамент для резьбы на всей окнах получился симметричным и одинаковым, необходимо изготовление эскиза или шаблона для резьбы. Создание шаблона для декоративного наличника не составит труда, сложнее определиться с многообразием рисунков и орнаментов, представленных на специализированных сайтах и магазинах.

    Шаблоны узоров для резных наличников

    Для тех, кто занимается резьбой впервые, не следует выбирать сложные узоры. Крупный орнамент без слишком мелких и вычурных деталей – то, что нужно для новичка. Готовые шаблоны можно скопировать полностью или придумать что-то новое на основе отдельных деталей и их комбинации.

    Самостоятельно шаблоны можно изготовить несколькими способами:

    1. Обработка графическим редактором. Создать готовое изображение нужного масштаба можно с помощью фотошопа.
    2. Распечатать или сделать ксерокопию. Выбранный узор увеличивается до нужного размера и распечатывается на принтере.
    3. Ручной способ. Ручной перенос рисунка на шаблон с помощью линейного масштабирования.

    Шаблоны для резных наличников лучше всего сделать на картоне или плотной бумаге.
    На все элементы орнамента изготавливается собственный шаблон в натуральную величину.

    Перенести узор с шаблона на деревянную основу можно следующим образом:

    1. Вырезать трафарет ножницами, и, приложив к деревянной доске, обвести контуры карандашом.
    2. Нанести контур рисунка с помощью копировальной бумаги.
    3. Если нет копировальной бумаги, оттиск узора на дерево можно перенести, сильно нажимая на ручку. Останется слабый след, который для чёткости обводится карандашом.
    4. Рисунок на деревянной доске нужно располагать поперёк волокон, это убережёт резные элементы от растрескивания.
    5. Прорезные участки на заготовке можно закрасить карандашом.

    Инструменты для выполнения прорезной резьбы

    Для прорезной техники выпиливания главными инструментами является дрель и пила. При этом тип пильного инструмента может быть любой: от ручной ножовки до лобзика.

    Как сделать резные наличники быстрым автоматизированным способом? Для этого можно воспользоваться помощью электроинструментов:

    1. Электродрель. Требуется для высверливания предварительных отверстий в заготовке для завода пилки лобзика.
    2. Электролобзик. Имеет высокую производительность и существенно ускоряет и упрощает изготовление резного изделия. Для красивого аккуратного пропила лучше использовать пилки с мелким зубом.
    3. Ручной фрезер. Производительность ручного фрезера ниже, чем у электролобзика, и потребуются некоторые навыки при обращении с инструментом. Однако полученные фрезером пропилы очень аккуратны, и не требуется предварительное высверливание отверстий.

    Процесс изготовления наличника ручным фрезером

    Вернуться к оглавлению

    Изготовление резных наличников

    Для работы по изготовлению резного наличника потребуются следующие инструменты:

    • шаблоны для нанесения узора;
    • наждачная бумага различной зернистости;
    • электролобзик или ручной фрезер;
    • электродрель и свёрла для дерева;
    • набор стамесок для резьбы.

    Этапы изготовления оконного наличника включают следующие пункты:

    1. Вначале делаются замеры с окна.
    2. Выбирается древесина для наличника нужной ширины и высоты (главное, чтобы поместился трафарет выбранного узора). Толщина доски для накладной резьбы – 1 см, для сквозной – 3 см.
    3. Поверхность древесины хорошо обрабатывается наждачной бумагой, начиная с крупнозернистой. Напоследок заготовка шлифуется наждачной бумагой нулевой зернистости.
    4. На подготовленную поверхность накладывается трафарет и переводится рисунок. Сквозные просветы закрашиваются.
    5. Вырезание орнамента. Если для работы используется электролобзик, вначале в узоре высверливаются отверстия, в которые заводится пилка лобзика и вырезается узор. Внешний контур вырезается с заходом через внешнюю кромку доски. Конструкции многих моделей электролобзиков позволяют делать пропилы под углами в 45 или 90 градусов. Можно использовать эти возможности, чтобы сделать красивые кромки на узоре.
    6. Срезы и отверстия хорошо шлифуются наждачной бумагой. Влажной тряпкой нужно протереть изделие для удаления остатков древесной пыли.
    7. Резные накладные элементы закрепляются на полотно наличника на гвозди без шляпок или на клеевой состав.

    Установка готового наличника на окно

    На деревянные окна наличники можно закрепить следующим образом:

    1. Глухой шип. При таком варианте крепления в наличнике устанавливается шип, а в раме просверливается подходящее под него отверстие. Шип смазывается клеем и заводится в паз. Такое крепление достаточно сложно сделать, но зато оно надёжно и незаметно для глаз.
    2. Сквозной шип. Способ менее надёжный, но выполнить его проще. Систему крепления шипов устанавливают на тех участках, где крепление не будет сильно бросаться в глаза.

    Чтобы задекорировать места креплений, можно смешать мелкие опилки с клеем и замаскировать отверстия. Делается это до окраски наличники. Если нужно установить наличники на раму пластикового окна, используются жидкие гвозди, чтобы не сверлить отверстия в пластике.

    Пример монтажа резного наличника на пластиковые окна

    Процесс окрашивания не имеет особых требований. Наличники покрываются защитным слоем лака, морилки, краски или олифы. Обработка древесины, особенно мягких пород, необходима – это значительно продлит срок службы резных наличников.

    Наличники на окна своими руками: изготавливаем и устанавливаем самостоятельно

    В большинстве случаев резные наличники используются при украшении окон деревянных домов. Но ввиду того что купить готовый наличник сегодня достаточно проблематично, его проще сделать своими руками.

    Наличники на окна своими руками

    Важно! Все наличники, пусть и самые качественные, имеют один существенный недостаток – они нуждаются в защите от атмосферных осадков. Изготовление наличников на окна традиционно начинается с подготовки всего необходимого.

    Этап 1. Оборудование

    В процессе работы понадобятся следующие инструменты:

    Инструменты для изготовления деревянных наличников

      специальный шипорезный инструмент (необходим для проделки швов и проушин);

    Шипорезный инструмент
    плоская стамеска 0,7-2 см;

    Плоская стамеска

  • нож-резак;
  • нож-косяк;

    Нож-косяк

  • круглая и полукруглая стамески 2,5 см;
  • «цезарики» (еще одна разновидность стамесок, 0,5 см);
  • клюкарзы (стамески на 1,5 см);

    Клюкарзы

  • угловые стамески на 1,5 см (изогнутые под углом в 70ᵒ).
  • Этап 2. Выбор материала

    Для обычных наличников лучше использовать сосну, в то время как для резных изделий рекомендуется брать мягкие породы, к примеру, липу (последнюю, к тому же, гораздо проще обрабатывать вручную).

    Белая древесина липы Древесина сосны

    Важно! Единственный минус липы – гигроскопичность – легко устраняется путем нанесения нескольких слоев лакокрасочного покрытия.

    Твердые породы дерева стоит выбирать в трех случаях:

    • при повышенной влажности климата;
    • при слишком сухом воздухе;
    • при наличии значительных температурных колебаний.

    Рекомендуем ознакомиться с интересным материалом по отделке цоколя дома своими руками.

    Подробная технология с пошаговым описанием позволит Вам узнать все об отделке цоколя.

    К твердым породам можно отнести березу и дуб. Их достаточно сложно обрабатывать ручными инструментами, поэтому потребуется фрезерный станок, но зато прослужит такое дерево в несколько раз дольше липы.

    Древесина дуба

    Этап 3. Важные моменты при изготовлении

    Готовые деревянные наличники не должны препятствовать открыванию створок минимум на 90ᵒ. Касаемо других параметров, то они подбираются индивидуально в соответствии с величиной проема. Для крепежа можно использовать шипы или же соединять элементы вполдерева.

    Оригинальные наличники

    Важно! В будущем для нанесения на поверхность больших изображений верхнюю часть наличника можно нарастить. Для крепежа используются шипы, а само украшение в народе называют «кокошником».

    Нижняя часть изделия изготавливается тем же резным способом и должна включать в себя скос, необходимый для водостока. Характерно, что толщина нижней части должна превышать толщину верхней минимум на 1 см.

    Как сделать наличники

    По обеим сторонам проема прибиваются небольшие рейки – они скроют перепады стен (при наличии таковых). Толщина реек должна совпадать с шириной зазора, хотя бы примерно. Финальный крепеж проводится лишь после тщательной подгонки стыков.

    Важно! Если створки открываются на улицу, то наличники нужно установить на 3 см выше самого окна.

    Этап 4. Подбор узора

    С древних времен наличники украшались самыми причудливыми узорами, которые, как считалось, защищают дом от нечистой силы и сглазов. Сегодня изготовлением резных наличников занимаются преимущественно квалифицированны е мастера.

    Важно! Чтобы сделать наличники на окна своими руками , нужно вначале подобрать хороший трафарет, который позволит создать узор любой сложности даже без специальных навыков резьбы по дереву.

    Нередко сами профессионалы пользуются трафаретами, без них выполняются лишь одноразовые индивидуальные заказы.

    Трафареты сегодня свободно продаются в достаточно широком ассортименте. Они состоят из таких компонентов:

    • нижняя планка;
    • верхняя планка;
    • вертикальные рейки.

    Помимо этого, могут присутствовать и дополнительные декоративные детали – плечики, вазончики и проч.

    Трафареты для наличников Трафареты

    Этап 5. Изготовление рамы

    Вначале из предварительно нарезанных элементов формируется рама. Крепление осуществляется при помощи шипов, которые фиксируются в отверстии нагилями. Для создания шипов обычно используется электролобзик, хотя подойдет и обычная ножовка с мелкими зубцами. Для удаления опилок применяется небольшой нож.

    Ширина готовой рамы, равно как и описанные выше наличники, не должна мешать свободному открыванию створок на 90ᵒ. Сама рама должна быть больше оконной минимум на 2 см.

    Этап 6. Изготовление наличников

    Шаг 1. Вначале рисунок из трафарета посредством копирки переносится на дерево.

    Получившийся шаблон укладывают на доску и обводят контур карандашом

    Шаг 2. Затем берется лобзик с тонким полотном и выпиливаются мелкие фигуристые элементы.

    Шаг 3. С наружной стороны контуры узора вырезаются так, чтобы полотно проходило по краю заготовки.

    Изготовление наличников своими руками Изготовление наличников своими руками Изготовление наличников своими руками Изготовление наличников своими руками

    Шаг 4. В любом случае в заготовке придется поворачивать пилу. Сделать это достаточно просто, нужно лишь воспользоваться одним из двух существующих способов:

    • по достижении поворота осуществляется несколько взаимопараллельн ых пропилов (у пилы должна быть возможность поворота в любой угол внутри отверстия);
    • можно пойти другим путем – сделать небольшую петлю, которая позволит зайти с обратной стороны.

    Важно! Современные лобзики позволяют проделывать пропилы под углом в 45-90ᵒ, благодаря чему можно не только делать самые маленькие срезы, но и придавать декоративному элементу более насыщенную и объемную форму.

    Шаг 5. Если в центре изделия необходимо выпилить замкнутую фигуру, то посередине удаляемой детали просверливается отверстие. После этого полотно лобзика будет легче перемещать в ту или иную сторону.

    Если заготовка достаточно тонкая, то при ее обработке можно обойтись без электродрели. Для этого берется электролобзик и упирается в заготовку под прямым углом. Далее инструмент включается и отверстие как бы процарапывается при углублении полотна в дерево.

    Изготовление наличников

    Это все ключевые аспекты изготовления оконных наличников. Собственно, вся процедура сводится к многоразовому повторению описанных выше действий, но конкретная их комбинация зависит только от умений и сложности узора.

    Резные наличники Резные наличники, заготовки Резные наличники

    Стоит отметить, что существуют и другие способы изготовления, отличающиеся от описанного выше. Для наглядности советуем посмотреть тематический видеоролик.

    Видео – Производство оконных наличников

    Узнайте, какие лучше выбрать наличники на пластиковые окна, а также рассмотрите разновидности и способы монтажа, из нашей новой статьи.

    Цены на наличники и доборы для окон и дверей

    Основные правила. Чего нельзя делать

    Ниже приведен перечень правил, которые помогут избежать самых распространенных проблем.

    1. В качестве исходного материала рекомендуется использовать доску толщиной в 3-4 см.
    2. Не стоит сразу же хвататься за сложные узоры. Вначале лучше попрактиковаться на обычных круглых деталях, которые легко проделать дрелью.
    3. Ширина заготовки должна быть такой, чтобы ее хватило для прикрытия торцов стен и защиты от влаги.
    4. Резные элементы следует располагать вдоль волокон дерева – это предотвратит растрескивание.
    5. При выборе трафарета лучше обращать внимание на узоры с крупными элементами, т. к. мелкие будут выглядеть скомкано, вследствие чего отделка не будет иметь желаемого декоративного эффекта.

    Важно! Перед началом работы следует просчитать будущие затраты времени и денег, а также целесообразность самой затеи. В отсутствие высоких навыков в работе с деревом и интереса к самому процессу проще купить уже готовые наличники.

    Более того, желательно вначале ознакомиться с фотографиями разных изделий. Так можно подыскать подходящий вариант или же почерпнуть вдохновения для собственноручног о создания чего-либо.

    Наличники

    Этап 7. Установка изделия на окно

    Теперь остается лишь установить готовые резные наличники на окна, для чего используется специальный клей. Важно, чтобы он не был органическим, иначе по причине подверженности биологическим воздействиям он навредит и самим изделиям.

    Установка изделия на окно

    Можно воспользоваться и сантехническим клеем – с ним не должно быть никаких проблем.

    Важно! Если крепление будет проводиться с помощью гвоздей, то шипы и стыки следует заранее промазать клеевым раствором.

    Другой вариант, способный еще больше упростить процедуру монтажа, заключается в использовании саморезов вместо гвоздей. Проще будет хотя бы из-за отсутствия риска повредить наличник или окружающие его поверхности молотком.

    Наличники на окна

    Важно! Шляпки саморезов очень легко замаскировать. Необходимо смешать древесные опилки с клеем и полученной смесью намазать шляпки. Желательно сделать это еще до покраски окон, чтобы скрытые крепежные элементы также приобрели необходимый цвет.

    Процедура финальной окраски тоже достаточно проста. Поверх отделки наносится какой-нибудь защитный материал (не только краска, но и, к примеру, лак, пропитка). Желательно делать это в любом случае, поскольку такое покрытие существенно продлевает эксплуатационный срок изделий.

    Схема устройства наличника

    Краска, как известно, шелушится, поэтому вместо нее желательно взять специальную пропитку. Гораздо легче периодически обновлять пропитку, чем устранять растрескавшуюся краску. А последняя, как известно, обязательно потрескается.

    В качестве заключения

    Похвально, что люди стремятся следовать традициям своих предков, ведь это особенно актуально в нынешних условиях активной урбанизации. Для самостоятельного изготовления оконных наличников потребуется немного времени и соответствующее оборудование. Процедура сложная, но результат с лихвой окупит все затраты. Более того, так можно сэкономить немалую сумму денег, поскольку изготовление наличников для одного окна на заказ обойдется в среднем в 2,5-15 тысяч рублей.

    Видео – Варианты наличников

    Ссылка на основную публикацию