Как отремонтировать кран-буксу (разбираем пошагово)

Сообщества › Сделай Сам › Блог › Ремонт керамической буксы крана для питьевой воды.

Надоело периодически созерцать на капающий кран питьевой воды от трехступенчатого фильтра и решил это дело прекратить.
Решить проблему можно несколькими способами, например:
1. Купить новый кран. По деньгам это 1600р и надо идти в магазин, а потом еще возиться с заменой.
2. Купить новую керамическую буксу, в данном случае на 3/8. По деньгам это от 100 рублей и до 3500р (букса от именитой фирмы), да и еще не в каждом магазине буксы этого размера найдутся.
3. Починить старую буксу. По деньгам никаких затрат, разборка минимальна и из дома выходить не надо — это вариант как раз для лентяев вроде меня.

Итак перекрываем подачу воды в фильтр, и выкручиваем буксу из крана.
Дальше разбираем буксу на части, надавив пальцем на шток.
Получается примерно следующая картина

Разобрав сразу становится ясной причина негерметичности крана. Полипропиленовая распорная втулка износилась и порвалась и как следствие пропало достаточное усилие прижима в керамической паре.

Для починки необходимо найти где-то аналогичное колечко. Я решил изготовить его из одноразового шприца на 3 мл.

При необходимости обрабатываем плоскости кольца наждачкой и собираем буксу обратно.

На авторство данного метода не претендую, в интернете уже описаны подобные способы, где распорную втулку изготавливают из медной проволоки, но мне было проще сделать так, как описано выше.

Update 30/08/2020: до сих пор не протекает.

Комментарии 75

Благодарю автора за статью!
Прежде всего потому, что я хотя бы узнал, как эта штуковина называется (керамическая букса крана питьевой воды!).

Но шприцов у меня дома не было, и ждать прихода медных шайбочек с алиэкспресса у меня времени не было )))
Поэтому я стал искать в инете по этим ключевым слвоам и нашел вот какой способ: . Если коротко — просто нужно приклеить два слоя обычной изоленты над верхней керамической частью. ВСЁ! :))

P.S. в моем случае шайбочка (у автора на фото — протертая) была целой, и никаких видимых повреждений или т.п. не было видно. Но кран нещадно покапапывал каждые несколько секунд. Жутко бесило. Приклеил два слоя изоленты — и о чудо! Никаких капель! :]

я их из стеклотексталита делаю, он лучше на трение работает и не раздавливается

Тоже протекали. Для прикола и занятия рук поменял резинки, вместо пластикового кольца железную шайбу поставил. Несколько месяцев работает нормально.

прям у всех дома ВДРУГ завалялись шприцы)))
я со страого крана буксу выкрутить вообще не смог, грани тонкие, сидят на выпуклом основании и прикипело всё нахх

Эх, молодежь)
Шприцы в хозяйстве быть должны

я не нарик и не инсулинщик и так еще не болел, шоб шприцы дома держать под рукой 😉

это из серии типа: а теперь я расскажу вам как приготовить если дома закончились продукты и есть только ароматный кипяток. подойдите к холодильнику возмите завалявшийся кусок мраморной говядины, фуагра, мидии и не большого омара)))

я тоже не нарик, но шприцы для технических нужд дома имеются.
Да и аптека ближе чем хозмаг в котором не продают букс на 3/8))

от путылок с водой умельцы делають кста такое же))

Мороки с бутылкой больше, да и шприц прочнее .

го все за шприциренами!)))

Сейчас такое дерьмовое качество смесителей, что если начинает ломаться в одном месте, то и в других узлах поломка скоро будет Иногда проще поменять весь смеситель.

И где гарантия того, что купишь нормальный смеситель ?

JivuvRossii

Сейчас такое дерьмовое качество смесителей, что если начинает ломаться в одном месте, то и в других узлах поломка скоро будет Иногда проще поменять весь смеситель.

Я не смеситель чинил

медная шайба решает все проблемы, и дольше чем пластик

Я себе делал кольцо из крышки пластиковой бутылки, конусным сверлом сверлил внутреннее отверстие, потом ножом внешний диаметр, хватает такой переделки на несколько лет.

Горячая вода убьёт…

это кран питьевой воды, горячей воды в нем не бывает.

Как раз сегодня отремонтировал две буксы. В доме у родителей жены нашлась только медная проволочка, где-то 0,5мм, согнул колечко и подложил под фторопластовое кольцо. Держит.
А так, хочу заказать вот такой набор: www.aliexpress.com/item/-…999999.265.6b643c00fFdlCo
50 шайб за два доллара, хватит и моим внукам.

Проволочка не надолго, проверено.

Уже заказал шайбочки.

“Пластик” там не долго проживет…сужу исходя из своего опыта…он конструктивно не может долго сдерживать давление трения при вращении рукоятки закрытия крана(или инженеры, проектирующие эти кран-буксы идиоты, или банально заложен “программируемый” искусственно ускоренный износ, чтобы “горожане-хомяки”(не желающие “включить свой мозг и пошевелив своими извилинами”, были способны кардинально решить эти систематически возникающие проблемы течи кранов)без конца бегали в торговые точки, в отделы продаж сантехнических изделий. Подход к решению вопроса правильный, только вместо хлипкого “полиэтилена”, туда напрашивается в качестве замены уплотнения металлическая шайбочка. Как уже кто-то писал ниже, оптимально, (чтобы не корродировало) что-нибудь из цветмета(латунь, медь). Даже банально хватило бы окольцевать медной проволокой. Ну а я лично, не особо заморачиваясь поставил подходящую по размеру полированную стальную шайбочку, которую нашёл в своих “сусеках” и…уже довольно долгое время водопровод не доставляет проблем.

а я ставил всегда дополнительную тонкую прокладку к красной резинке

Разборка и ремонт кран-буксы

Качество современной сантехники оставляет желать лучшего. Цена нового смесителя довольно высока, тогда как его ремонт посилен для каждого. Прочитав нашу статью, вы узнаете, как отремонтировать кран-буксу своими руками.

  1. Что такое кран-букса?
  2. Как подтянуть
  3. Как подготовиться к ремонту
  4. Как снять и разобрать
  5. Устранение неисправностей керамической буксы
  6. Замена прокладки керамической пластины
  7. Износ уплотнительных колец
  8. Замена прокладки в седле
  9. Удаление инородных частиц
  10. Стирание пластиковой шайбы
  11. Сколы на поверхности керамических элементов
  12. Повреждение металлических элементов
  13. Обратная сборка
  14. Ремонт червячной кран-буксы
  15. Как продлить срок службы

Что такое кран-букса?

Вентильная головка (она же кран-букса) – неотъемлемая часть смесителя. Это устройство предназначено для подачи и перекрытия потока воды. Простая конструкция обеспечивает повышенный срок службы по сравнению с червячными вентильными механизмами, ранее использовавшимися в смесителях.

Как подтянуть

Одной из самых распространённых неисправностей считается подтекание кран-буксы из-под резьбы. Причина этому – потеря герметичности резьбового соединения, вызванная чрезмерным усилием на рукоятку смесителя или физическим старением уплотнительной прокладки.

Для того чтобы подтянуть кран-буксу понадобится 2 отвертки: с плоским и крестообразным шлицем, а также разводной сантехнический ключ (либо гаечный ключ на 17). План действий:

  1. Остриём отвертки подденьте декоративную заглушку на рукоятке смесителя, освобождая доступ к крепежному винту. Чаще всего заглушка имеет синий или красный цвет.
  2. Открутите рукоятку отверткой с крестообразным (или плоским) шлицем и снимите её.
  3. Разместите гаечный ключ на шестиграннике, который находится на корпусе буксы.
  4. Аккуратными ритмичными движениями по часовой стрелке подтяните её.
  5. Соберите смеситель в обратной последовательности.

Данный способ не всегда устраняет протечку. Если букса продолжает подтекать, то полноценного ремонта не избежать.

Как подготовиться к ремонту

Предваряют ремонт кранбуксы для смесителей два простых шага: демонтаж из смесителя и полная разборка.

Итак, ремонт кранбукс керамических начинается с подготовки инструмента, вам понадобится:

  1. Отвертка с плоским шлицем.
  2. Отвертка с крестообразным шлицем.
  3. Сантехнический гаечный ключ, либо рожковый ключ на 17.
  4. Пинцет.

Убедившись в наличии необходимого инструмента, переходим к следующему этапу.

Как снять и разобрать

Порядок снятия и разборки следующий:

  1. Крестовой отверткой демонтируйте рукоятку смесителя (предварительно сняв декоративную заглушку).
  2. Разместите сантехнический гаечный ключ на шестиграннике буксы и выкрутите её из смесителя (против часовой стрелки).
  3. Пинцетом извлеките силиконовый уплотнитель, удерживающий керамические диски на своём месте. В зависимости от производителя он имеет черный, красный или белый цвет.

  1. Извлеките из корпуса керамические элементы.
  2. Вытащите стопорное кольцо, удерживающее шток, и легким нажатием выдавите его из корпуса. В случае если шток закреплен с помощью винта — открутите его остриём пинцета.

Устройство разобрано, можно приступать к ремонту.

Устранение неисправностей керамической буксы

Кран-букса – технически сложное изделие. В ходе эксплуатации её элементы подвержены физическому износу. Разберём примеры неисправностей на более конкретных случаях.

Замена прокладки керамической пластины

Данная прокладка – первое, что попадает в руки при разборке кран-буксы. Её назначение – обеспечение плотного прилегания керамических дисков друг к другу. В большинстве случаев, замена данной прокладки не решает проблему. Самым простым, но временным решением является укладка под прокладку медной шайбы 14х10 мм. Она обеспечит герметичность механизма в течение следующих 6 месяцев – не более. После укладки шайбы букса собирается в обратном порядке и вкручивается в смеситель.

Износ уплотнительных колец

Следующей по популярности причиной протечки является износ уплотнительных колец. Любая керамическая букса оснащена 3 силиконовыми кольцами: одним кольцом диаметром 16 мм или 12 мм, и двумя диаметром 8 мм или 4 мм.

Если малые кольца расположены на штоке и практически не подвержены износу, то замена большого кольца — довольно популярный сценарий.

Замена прокладки в седле

Подтекание буксы из-под резьбы является сигналом к тому, что пора заменить прокладку в седле крана. Прокладка «подсела», потеряв свои свойства. Выполнив подтяжку, возможно продлить срок её службы. В том случае, если это мероприятие не возымело действие – замена данной прокладки на новую решит возникшую проблему на корню. Прокладка находится в свободном доступе, для её замены не требуется полная разборка.

Удаление инородных частиц

Вода, проходящая через смеситель, может содержать большое количество твердых частиц. Песок и глина, отложившиеся на рабочих поверхностях керамических дисков, препятствуют их герметичному закрытию. Очистка керамических дисков вернет им первозданную работоспособность. Диски легко вынимаются, если вытащить из корпуса кран-буксы силиконовую прокладку, удерживающую их в рабочем положении.

Стирание пластиковой шайбы

Износ фторопластовой шайбы, прижимающей и герметизирующей шток буксы, является настоящей причиной выхода из строя 95% изделий. Решение проблемы одно – замена шайбы на новую. После извлечения штока из корпуса она легко снимается с помощью пинцета. Её сложно с чем-либо перепутать – это единственная деталь белого цвета. Такие шайбы находятся в свободной продаже в сантехнических магазинах.

Сколы на поверхности керамических элементов

В случае механического повреждения керамических дисков возможно собрать одну рабочую кран-буксу из двух неисправных. Для обеспечения герметичности следует «притереть» диски друг к другу. Для этого понадобится порошок из графита, который возможно добыть из карандашных стержней высокой твердости (Маркировка «Т»). Измельченный грифель насыпается на поверхность дисков, они прижимаются друг к другу и активными движениями «притираются» в течение 20-30 минут.

Повреждение металлических элементов

В этом случае кран-букса не подлежит ремонту. Необходимо приобрести новую и заменить её целиком.

Обратная сборка

Обратная сборка кран-буксы проводится в следующем порядке:

  1. Шток помещается в корпус и фиксируется пружинным кольцом, которое вставляется в специальную прорезь, либо фиксируется винтом (закручивается острием пинцета). Конструкция механизма такова, что вставить шток и кольцо получится только правильной стороной.
  2. Керамические диски соединяются гладкой стороной друг к другу и помещаются на своё место таким образом, чтобы больший из дисков был обращен наружу, а меньший – внутрь (к штоку).
  3. Силиконовое кольцо-прокладка устанавливается на место.

Ремонт червячной кран-буксы

Кран-буксы с резиновым уплотнителем, несмотря на множество недостатков, остаются популярными и по сей день. Простота конструкции позволяет провести её ремонт всего в 5 приёмов. Для работы вам понадобится отвёртка с плоским шлицем, сантехнический разводной гаечный ключ и фум-лента. Итак, порядок действий:

  1. Снимите декоративную заглушку и отверните рукоятку смесителя отверткой.
  2. Выкрутите буксу из смесителя (ключ поворачивайте против часовой стрелки).
  3. Отверткой с плоским шлицем окрутите винт крепления резиновой прокладки.
  4. Снимите прокладку со штока и замените её на новую. Такие прокладки повсеместно продаются в сантехнических магазинах.
  5. Замените старое уплотнительное кольцо, обмотайте резьбу двумя слоями фум-ленты и вкрутите буксу обратно в смеситель (по часовой стрелке). Первоначально закручивайте от руки и лишь в самом конце немного подтяните её гаечным ключом.

Как продлить срок службы

Продлить срок службы возможно тремя способами:

  1. Установкой системы фильтрации воды, препятствующей поступлению в систему водоснабжения твердых частиц и грязи.
  2. Своевременным очищением от налета глины и песка. Этот налёт хорошо удерживает твердые частицы, находящиеся в воде, что приводит к ускоренному износу прокладок и керамических дисков.
  3. Установкой медной шайбы вместо уплотнительного кольца штока. Это мероприятия увеличивает срок службы в несколько раз.

Ремонт кран-буксы водопроводного крана с керамическими пластинами не такая и сложная операция, справится с которой может любой человек.

Видео быстрого и недорогого ремонта керамической кран-буксы у себя дома:

Как отремонтировать кран-буксу (разбираем пошагово)

Снова «капает» кран? Керамика не помогла и вернулись старые проблемы? Давайте тогда посмотрим, что можно сделать. Что такое керамическая кран-букса, мы уже рассматривали.

Как и любой механизм, кран-букса может выйти из строя. Рассмотрим типичные проблемы, которые возникают в кранах и смесителях, где используются керамические кран-буксы.

Оглавление

  1. Как установить или снять кран-буксу
  2. Прокладки – есть или нет
  3. Виды прокладок, способы замены и ремонтавидео
  4. Керамические пластины – проблемы с ними

Как установить или снять кран-буксу

Кран-буксы с рабочей керамической парой пришли на смену вентильным механизмам как более надежный и долговечный запорный элемент. Они прекрасно подходят к уже установленным кранам и смесителям

Разумней всего снять старую буксу и по ее размерам купить в магазине новую. Стоит подобрать диаметр и высоту кран-буксы, также необходимо выбрать такое же посадочное место под барашек крана.

Перед установкой новой кран-буксы следует очистить седло крана от накипи и минеральных отложений. По возможности седло отшлифовать и отполировать.

На резьбу кран-буксы необходимо нанести тонкий слой водостойкой смазки – это упростит задачу снятия изделия через некоторое время для ремонта или замены. Для улучшения изоляции кран-буксы на резьбу также можно намотать один или два слоя уплотнительной фом-ленты.

По возможности кран-буксу вкрутить руками. Зажимать ключом на данном этапе нет необходимости. Открыть воду в стояке. Гаечным ключом дотянуть кран-буксу до состояния, при котором она перестанет пропускать воду. Дальнейшая затяжка не рекомендуется, поскольку можно повредить нижнюю уплотнительную прокладку в седле крана.

При такой установке вы точно не повредите уплотнительную прокладку, но через некоторое время возникнет необходимость «дотянуть» кран-буксу.

В установке декоративной гайки и маховика нет ничего сложного. Замена успешно проведена.

Прокладки – есть или нет

В керамических кран-буксах, как и в вентильных кранах, используется система прокладок. Она видоизменена, но все же присутствует. Больше 90% проблем с протечкой керамических кран-букс вызывает именно износ этих прокладок.

Снять кран-буксу и заменить или реставрировать уплотнение не составит большого труда. Отремонтировать кран-буксу проще, чем может показаться на первый взгляд.

Герметизация запорного элемента осуществляется двумя прокладками. Первая герметизирует кран-буксу в седле смесителя. Вторая прижимает верхнюю поворотную керамическую пластину к нижней пластине.

Виды прокладок, способы замены и ремонта

Прокладка в седле крана обеспечивает надежное прилегание и герметизацию кран-буксы. Под давлением воды она может «сесть» или попросту износится с течением времени, что приводит к появлению течи. Следует отметить, что седло крана также должно быть без трещин и больших раковин, иначе прокладка не сможет полностью герметизировать соединение. В некоторых моделях кран-букс для фиксации прокладки используется металлическая кольцевая пружина. Со временем она ржавеет и ломается со всеми последствиями.

Для решения этой проблемы изделие следует выбирать с неметаллическим элементом, например, с использованием пластиковых колец.

Читайте также:  Красим стены в ванной по науке

Если проблема появилась, в этом месте следует заменить прокладку. При этом кран-буксу разбирать не придется, достаточно только выкрутить из седла крана. Для ремонта «на скорую руку» можно отвинтить кран-буксу, на прокладку нанести тонкий слой силикона. Когда силикон подсохнет, вкрутить кран буксу на место, дополнительная высота прокладки также сможет закрыть небольшие раковины и задиры седла крана. Не рекомендуется наносить слой силикона непосредственно в седло крана, поскольку кран может выйти из строя.

Вторая прокладка, изготовлена из фторопласта, полипропилена или другого похожего по своим свойствам материала, предназначена для улучшения прижима верхней керамической поворотной пластины к нижней. Эта прокладка испытывает максимальные нагрузки в процессе эксплуатации крана, что приводит к выходу ее из строя. В результате она недостаточно поджимает поворотную пластину, в керамической паре образуется зазор, через который начинает течь вода.

В зависимости от изготовителя кран-буксы, толщина этой прокладки составляет 0,5-1мм. Для ее замены необходимо разобрать буксу и осмотреть прокладку на наличие повреждений.

Одним из способов быстрого ремонта есть «наращивание» высоты поворотной керамической пластины. На верхнюю керамическую пластину необходимо наклеить 2 шара изоленты. Этого будет достаточно для хорошего прижима керамической пары.

Керамические пластины – проблемы с ними

В некоторых случаях проблема может возникнуть с самим запорным элементом – керамическими пластинами. Расстояние между пластинами очень незначительное и между ними возникает межмолекулярное взаимодействие. Если между пластинами попадет твердая частица, это приведет к разгерметизации кран-буксы и как следствие – ее протечки.

В таком случае достаточно разобрать кран-буксу, очистить керамические пластины и собрать ее, предварительно смазав пластины водостойкой смазкой с большой вязкостью. У производителей нет конкретных рекомендаций по использованию тех или иных смазочных материалов, по этому можно использовать ту, которая имеется под руками.

При ремонте кран-букси следует учесть, что пластины притерты одной стороной, переворачивать или разворачивать их нельзя, это только усугубит ситуацию, и вместо отремонтированной кран-буксы вам придется перебирать ее снова или покупать новую.

На поверхности пластин могут также образоваться задиры и сколы. В таких случаях для устранения проблемы необходимо купить ремкомплект и заменить сами пластины.

В бюджетном варианте, без замены керамической пары, ее можно пробовать отшлифовать. Самый простой способ – это натереть керамическую пару грифелем от мягкого карандаша и притереть их. Или можно воспользоваться более профессиональным подходом. Для этого вам понадобиться порошок карбида кремния или оксида алюминия(материал из которого изготовляют керамические пары) с размером зерна 1200. Такой материал есть в мастерских, которые специализируются на заточке инструмента.

Кран-буксы с резиновыми и керамическими вкладышами: быстрый ремонт своими руками

Современные вентильные краны и смесители являются довольно надёжными и долговечными устройствами, однако работа в тяжёлых условиях нередко приводит к их неисправностям. Основной причиной поломки является износ деталей кран-буксы — главного узла бытовой запорной арматуры. Хоть это устройство сегодня легко можно найти в торговой сети, спешить тратить деньги не стоит. Кран-букса имеет простую конструкцию, что позволяет отремонтировать смеситель своими силами.

Кран-буксы: особенности устройств и типичные неисправности

Кран-буксой называется самый важный и ответственный узел любого вентильного смесителя, благодаря которому удаётся быстро включать или перекрывать подачу воды. Именно этот нехитрый механизм позволяет регулировать величину протока и тем самым устанавливать нужную нам температуру и напор. Основой запирающего устройства является шток с уплотнительными элементами, установленный внутри металлического корпуса с резьбовой частью.

В зависимости от размера резьбовой части, бывают кран-буксы диаметром 1/2 и 3/8 дюйма

О поломках кран-буксы свидетельствуют следующие неисправности:

  • течь из крана при закрытом вентиле;
  • утечка воды из-под маховика;
  • ослабление силы струи;
  • «рывки» и «удары» при включении напора;
  • отсутствие фиксации вентиля в крайних положениях.

И если даже кран работает нормально, но после включения напора трубы начинают шуметь и грохотать — в этом также может быть виновата крановая букса.

Разновидности и конструкция запорных устройств

Сегодня рынок сантехнического оборудования предлагает бытовую сантехническую арматуру с кран-буксами двух типов:

  • с резиновой манжетой,
  • с керамическими вкладышами.

Чтобы понять, с каким именно смесителем вы имеете дело, достаточно отвернуть маховик. Краны первого типа предполагают многократное вращение вентиля, тогда как вторые открываются за половину оборота.

Кран-буксы с резиновым уплотнителем

Устройства с резиновой вставкой называют ещё червячными по причине наличия в них червячной пары. Работает узел с резиновым уплотнителем очень просто. При вращении маховика резьбовая передача перемещает шток с эластичной шайбой, благодаря которой тарелка клапана плотно прижимается к установленному в корпусе смесителя седлу — поток воды прекращается. При отворачивании маховика в другую сторону между деталями клапана появляется зазор, через который жидкость выходит наружу.

Кран-букса работает благодаря червячной передаче и эластичной уплотняющей манжете

Величина протока регулируется шириной щели между тарелкой и седлом. Червячная передача выбрана здесь неслучайно — благодаря ей удаётся достичь перемещения штока на доли миллиметра, что позволяет очень точно установить требуемый напор. Поломки кран-букс с резиновой шайбой чаще всего происходят вследствие износа эластичного уплотнителя. Вторая неисправность чаще всего случается из-за чрезмерных усилий, прикладываемых к маховику, и намного реже — по причине естественного износа резьбовой части. Обычно поломка червячной передачи случается вскоре после выхода из строя резиновой манжеты — для того, чтобы перекрыть кран, приходится с большим усердием вращать вентиль.

Преимущество устройств с резиновым уплотнением в невысокой цене. Кроме того, прохудившуюся прокладку при необходимости можно легко заменить. Что касается недостатков, то он один — рано или поздно, но протечка случится. Всё зависит от плотности и износостойкости резины, из которой изготавливается уплотнительная шайба.

Крановые буксы с керамической парой

Сегодня на смену кран-буксам с резиновой прокладкой пришли запорные узлы с керамическими вставками. Именно благодаря более износостойким деталям такие устройства являются более надёжными и долговечными.

Керамические крановые буксы являются надёжными и долговечными устройствами

В основе конструкции керамической вентильной буксы лежит корпус с неподвижно закреплённым керамическим диском, в котором есть несколько отверстий. Второй износостойкий диск имеет такие же проёмы и установлен на поворотном штоке. Отвернув на пол-оборота вентиль, совмещают отверстия на обеих пластинах и открывают воду. Благодаря тому, что диски плотно прижимаются друг к другу, жидкость проходит только по предназначенному для этого каналу. Чтобы отрегулировать или перекрыть поток, достаточно немного повернуть маховик. При этом отверстия совмещаются частично или взаимно перекрываются.

Достоинства кран-букс с керамическими деталями в их долговечности и удобстве, ведь для включения воды «на полную» не требуется многократное вращение вентиля. Минус — относительно высокая стоимость и чувствительность к наличию примесей. Последний фактор вынуждает устанавливать фильтр очистки воды.

Всё о ремонте керамической кран-буксы для смесителя

Поломки запорных механизмов с керамическими вкладышами случаются по нескольким причинам:

  1. Повреждение уплотнительных элементов. Даже в самом современном смесителе для герметизации используются резиновые и силиконовые кольца, которые со временем изнашиваются или теряют эластичность. По этой причине случаются протечки из-под вентиля или течь воды из крана.
  2. Попадание частиц мусора между керамическими дисками. Из-за сторонних предметов поверхности рабочих пластин неплотно примыкают друг к другу. В щель проникает вода, поэтому полностью перекрыть кран не удаётся. Если подобную неприятность не устранить вовремя, то на дисках появляются риски и царапины, которые ещё больше усугубляют положение дел.
  3. Выработка в паре шток-корпус. Случается из-за естественного износа и происходит нечасто. Эта неисправность неустранима, поэтому придётся заменить кран-буксу в сборе.
  4. Износ керамических пластин. Такая поломка случается редко и происходит чаще всего по причине плохого качества водопроводной воды. Для восстановления работоспособности кран-буксы понадобится ремкомплект, в который входят износостойкие диски такого же типа и размера.

Чтобы узнать причину неисправности, смеситель необходимо демонтировать и разобрать. Но перед этим необходимо подготовить инструмент и перекрыть водоснабжение.

Конструкция кран-буксы с керамическими дисками

Прежде чем приступать к работе, следует ознакомиться с конструкцией виновника неприятностей.

Работоспособность керамической кран-буксы обеспечивает пара керамических пластин с отверстиями

Обычный запирающий узел с пластинами из керамики представлен на рисунке и состоит из следующих деталей:

  • корпус;
  • поворотный шток с уплотнительными кольцами;
  • скоба или стопорное кольцо;
  • верхний (регулировочный) керамический диск;
  • нижний (входной) керамический диск;
  • уплотнительная прокладка.

Кроме этого, некоторые модели кран-букс снабжаются шайбами скольжения, шумогасителем и другими деталями, облегчающими эксплуатацию и делающими использование смесителя более комфортным. Для изготовления металлических элементов чаще всего используется латунь, обладающая высокой коррозионной устойчивостью и износостойкостью.

Что понадобится в работе

Для разборки вентиля и замены изношенных деталей понадобятся:

  • ключи — газовый и разводной;
  • пассатижи;
  • набор отвёрток с плоским жалом;
  • нож;
  • ключ накидной — размер «на 17».

Ещё может понадобиться фум-лента, которую используют для герметизации резьбовых соединений, и консистентная водостойкая смазка. Что касается деталей для ремонта, то заранее подготовить всё необходимое для замены, скорее всего, не получится. Это можно сделать только в том случае, если есть полная уверенность, что ремонтный комплект подойдёт именно для такого крана. В большинстве же случаев определить, что является причиной протечек, можно только после разборки вентиля.

Извлечение запорного механизма

Снятие неисправного узла со смесителя выполняют в следующем порядке:

    Демонтируют маховик вентиля. Чаще всего стопорный винт, которым эта деталь удерживается на штоке, спрятан под пластиковой декоративной заглушкой. Чтобы до него добраться, необходимо извлечь пробку, поддевая её ножом. Винт выворачивают полностью, после чего снимают маховик. Иногда эта деталь устанавливается с небольшим натягом, поэтому может понадобиться небольшое усилие.

Маховик вентильной буксы крепится винтом, скрытым за пластиковой заглушкой

Декоративную гайку снимают с предельной осторожностью, иначе можно оставить царапины на её блестящей поверхности

Чтобы не повредить декоративный фартук при отворачивании, следует обернуть деталь куском плотной ткани. Подобная прокладка между ключом и деталью убережёт блестящую никелированную поверхность крана от царапин.

Для снятия кран-буксы используют разводной ключ

После демонтажа все резьбовые части смесителя прочищают щёткой по металлу и промывают. После этого приступают к осмотру и выявлению неисправных деталей. Если устройство отремонтировать невозможно, то принимают решение о полной замене вентиля. Сборка проводится в обратном порядке, с деликатной затяжкой. Лучше всего кран-буксу по максимуму завернуть руками, а затяжку ключом начинать, немного отвернув кран подачи воды. Как только течь из-под вентиля прекратится, монтаж считают завершённым. При этом прокладка сжимается не до конца, поэтому при необходимости появляется возможность подтянуть соединение повторно.

Чтобы предотвратить образование накипи на резьбовых частях, их защищают при помощи консистентной водостойкой смазки. Это позволит легко разобрать кран в следующий раз.

Ремонт вентиля

Как и в кран-буксах с уплотнительными манжетами, в устройствах с керамическими вставками используется несколько типов прокладок. В большинстве случаев протечки случаются именно по причине их износа.

Замена прокладки в седле крана

Установленное на корпус вентильной части кольцо из плотной резины необходимо для герметизации кран-буксы. Со временем эта прокладка «садится» или теряет эластичность, что приводит к протечке. В отдельных случаях потеря герметичности связана со стопорным кольцом, удерживающим прокладку. Под действием влаги оно разрушается и повреждает резиновый элемент. В любом случае повреждённые части придётся заменить.

Прокладка в седле крана служит для устранения течи между кран-буксой и корпусом смесителя

Разборка запорного устройства не понадобится, достаточно только вытащить его из седла. Прежде чем поставить новую прокладку на место, её следует покрыть тонким слоем водостойкой смазки. Если же подходящего уплотняющего элемента под рукой не оказалось, то временно решить проблему поможет сантехнический силиконовый герметик. Его наносят тонким слоем на старую прокладку и дают подсохнуть.

После разборки смесителя следует внимательно осмотреть седло крана. Причиной потери герметичности могут служить трещины или большие раковины на корпусе вентиля — в этом случае простой заменой прокладки не обойтись, придётся менять смеситель в сборе.

Замена прижимной шайбы

Второй прокладкой, которая изготавливается из таких материалов, как фторопласт, полипропилен или капролон, компенсируются возможные зазоры между керамическими пластинами. В процессе работы прижимная шайба подвергается постоянным нагрузкам, которые способствуют её износу. В результате деталь истончается и не может прижимать перепускные элементы с прежним усилием, что приводит к появлению зазора, и, как следствие, просачиванию воды.

Фторопластовая шайба устраняет зазор между керамическими пластинами

Чтобы заменить повреждённую деталь, кран-буксу необходимо разобрать. Для этого удаляют стопорное кольцо, вынимают шток из корпуса и демонтируют пластиковую шайбу и износостойкие пластины. Перед сборкой поверхность деталей очищают и покрывают тонким слоем консистентной смазки.

Для фиксации штока в корпусе вентильной буксы используется стопорное кольцо или пружинная скоба

Если новую шайбу такого же размера найти не удалось, то для устранения неисправности наращивают толщину старой детали. Для этого на её поверхность наклеивают слой изоленты или подкладывают прокладку, вырезанную из прозрачной пластиковой упаковки.

Удаление инородных частиц

Иногда протечки вызваны попаданием между пластинами посторонних элементов, например, песчинок или частичек ржавчины. В этом случае для восстановления работоспособности смесителя кран-буксу извлекают и разбирают. После этого необходимо очистить и тщательно промыть все детали. Керамические пластины досконально осматривают. Если мусор оставил на их поверхности глубокие риски, то детали лучше заменить новыми, иначе в зазор между дисками может проникать вода.

Известняковый налёт и сторонние частицы способствуют усиленному износу керамических пластин

Если купить такие же керамические пластины негде, то можно попытаться отшлифовать их поверхность. Для этого понадобится мелкоабразивный порошок, который используют при притирке клапанов легковых автомобилей или для заточки инструмента. Чаще всего в его качестве используют оксид алюминия или карбид кремния с зернистостью не более 1200. Абразив смешивают с машинным маслом и наносят тонким слоем на кусок стекла. Шлифовку осуществляют многократными круговыми движениями диска по поверхности, при необходимости добавляя приготовленную пасту. После того как повреждения будут удалены, пластины притирают между собой, промывают, и, смазав водостойкой смазкой, устанавливают на место.

Ремонтируя кран-буксу, следует учитывать, что керамические диски притёрты одной стороной, поэтому переворачивать их во время сборки нельзя.

Что делать при повреждении металлических элементов

К неустранимым дефектам элементов запорного устройства относятся:

  • износ и поломки корпуса или штока кран-буксы;
  • сколы или трещины на поверхности керамических пластин;
  • повреждения резьбовых частей.

Если при разборке и осмотре деталей запорного устройства были обнаружены вышеуказанные недостатки, то крановая букса ремонту не подлежит — придётся заменить узел в сборе.

Видео: особенности ремонта керамической кран-буксы

Можно ли починить кран-буксу с резиновой прокладкой

Протечки в смесителях с червячными буксами случаются по нескольким причинам:

  • износ резьбовых частей;
  • повреждение резиновых прокладок;
  • дефекты, связанные с механическими повреждениями.

При чрезмерном изнашивании червячной передачи или появлении трещин на корпусе и штоке запорное устройство меняют полностью.

При просачивании воды между корпусом кран-буксы и смесителем следует заменить уплотнительное кольцо — работы проводят в полном соответствии с описанным выше алгоритмом. Если же начал течь сам кран, то следует заменить резиновую манжету, которая служит уплотнителем клапана.

Чаще всего восстановить работоспособность червячной кран-буксы удаётся заменой уплотнительной прокладки

Порядок замены следующий:

  1. Демонтируют запорный узел. Разборка смесителя производится точно так же, как и для приборов с керамическими пластинами.
  2. Очищают резьбовые части и промывают детали от накипи.
  3. Отвернув винт, удерживающий уплотнитель, снимают повреждённую прокладку с штока.

Резиновая прокладка прижимается к тарелке клапана винтом

Если невозможно подобрать такую же прокладку, а новая деталь сильно выступает за пределы тарелки клапана, то её края подрезают до нужного размера, сделав подобие фаски с углом 45°.

Перед сборкой смесителя будет нелишним сменить уплотнительное кольцо и пополнить смазку в червячной паре. Это позволит продлить срок службы запорной арматуры и отодвинуть момент следующего обслуживания.

Видео: устранение протечек в смесителе с червячной кран-буксой

Как видите, совершенно нет причин для паники, если дал течь вентильный смеситель в ванной или на кухне. Достаточно отремонтировать или заменить кран-буксу, и устройство заработает как новенькое. Разумеется, при этом следует соблюдать предельную аккуратность, иначе поцарапанные бока некогда блестящего устройства будут вызывать не радость, а огорчение.

Ремонт кран-буксы своими руками: инструкция с фото и видео

Для того, чтобы регулировать подачу воды, водопроводы оснащаются вентильными кранами и смесителями. Как и любое другое изделие, эти изделия время от времени выходят из строя. Чаще всего это происходит из-за износа деталей вентильной головки (ее также называют кран-буксой). Спешить с заменой смесителя не стоит, т.к. во многих случаях неисправность можно устранить самостоятельно.

Оглавление:

Что такое кран-букса

Кран-букса ― главная деталь вентильного смесителя (его сердечник). Благодаря этому нехитрому устройству происходит оперативное включение, выключение и регулировка потока воды. Изменяя горячий и холодный напор, можно легко установить нужную температуру выходящей струи. Состоит вентильная головка из штока и уплотнителей: сверху их защищает металлический корпус, оснащенный резьбовым посадочным местом.

Расположение кран-буксы в смесителе и схема её устройства

Виды кран-буксы

В настоящее время представленные на рынке сантехнической продукции бытовые смесители оснащаются кран-буксами трех типов:

  1. Червячными.
  2. Керамическими.
  3. Шаровыми.

Их отличает прежде всего число оборотов, которые необходимо сделать вентилем для открывания или закрывания воды. Червячный механизм приходится вращать несколько раз, тогда как керамический и шаровый прибор закрывается в пол-оборота.

Червячные

Конструкции старого образца , названные так из-за специфики вала поворотного штока. Внешняя часть корпуса оснащается резьбой, что позволяет стыковать его со смесителем. Для удобства здесь же имеются специальные ниши под гаечный ключ.

Внутренние сердечники встречаются в двух разновидностях:

  1. С направляющими под запорный клапан подвижного типа.
  2. Резьбовые. Для нарезания витков выбирается обратное направление по отношению к червячному валу.

Из-за наличия в устройствах резиновой вставки их еще называют резиновыми . Работа узлов этого типа отличается простотой: вращающийся маховик передает усилие на резьбовую передачу, которая и двигает шток с резиновой прокладкой. В результате достигается плотное прилегание тарелки клапана к специальному внутреннему седлу. Это приводит к перекрыванию водного потока.

Устройство червячной кран-буксы

Чтобы возобновить водоснабжение, необходимо вращать кран в обратном направлении: после появления между узлами клапана зазора жидкость получает возможность поступать из трубы. Сила напора находится в прямой зависимости от размера просвета от тарелки до седла. Использование червячной передачи позволяет очень точно регулировать напор, т.к. шток при вращении маховика двигается очень медленно.

Червячная кран-букса в открытом (слева) и закрытом (справа) положении

Кроме этого, к достоинствам червячных кран-букс можно отнести также следующие характеристики:

  • Доступность. В продаже представлен широкий ассортимент вентильных головок резинового типа, что позволяет без проблем подобрать подходящий вариант для любой модели смесителя.
  • Несложное обслуживание и замена. Ремонтные мероприятия из-за своей простоты часто проводятся своими силами.
  • Возможность самостоятельного изготовления резиновых вставок. Прокладки можно вырезать из подходящей по толщине резины.
  • Недорогая стоимость. Самый дешевый вариант среди прочих аналогов вентильных головок.

Имеются также недостатки :

  • Быстрый износ комплектующих.
  • Для регулировки потока воды приходится довольно долго вращать маховик.

Керамические

Эти модели были разработаны в качестве альтернативы резиновым кран-буксам, превосходя их долговечностью, надежностью и стойкостью к износу. Состоит керамическая вентильная букса из корпуса, внутри которого имеется статичный керамический диск с серией отверстий. Поворотный шток оснащен идентичной вставкой. При повороте вентиля на 90 градусов происходит совмещение каналов обеих прокладок, что открывает дорогу для воды.

Точность прохождения жидкости исключительно по предназначенным для этого каналам достигается хорошей плотностью прилегания керамических кругов. Для регулирования или перекрывания потока достаточно проводить небольшие манипуляции вентилем. Это позволяет или частично совмещать, или полностью перекрывать каналы.

Керамические кран-буксы в смесителе

Сильные стороны керамических букс:

  • Долговечность. Потребность в ремонте детали возникает крайне редко. Часто бывает так, что ее срок службы совпадает с эксплуатационным сроком самого смесителя.
  • Скорость управления. Здесь не потребуется, как в случае с червячной головкой, долго вращать маховик, прилагая при этом усилия. Для полного перекрывание достаточно повернуть вентиль всего на пол-оборота. Иное дело, что при этом страдает точность настройки, но этот навык обычно приходит с опытом.
  • Простой ремонт и замена. Как и в случае с резиновыми моделями, особые сантехнические навыки для этого не потребуются.
  • Бесшумность работы.
  • Повышенные требования к качеству воды в трубопроводе. Наличие в жидкости песка и других примесей негативно сказывает на керамической поверхности: буксы в таких условиях быстро выходят из строя. Чтобы максимально продлить срок службы керамической крановой головки, водопровод оснащают фильтрующими узлами для очистки воды от грязи.
  • Дороговизна. За смеситель с керамической буксой приходится платить дороже, чем за резиновые аналоги. Однако благодаря долговечности стоимость устройства окупается на протяжении ближайших нескольких лет.

Вентильные головки могут различаться по следующим признакам:

  • Разный изготовитель (зарубежные или отечественные модели).
  • Максимально возможная температура и давление жидкости.
  • Скорость прохождения водяного потока.
  • Количество шлицов на штоке под вентиль (20 или 24).
  • Размеры. При замене рекомендуется приносить с собой старую буксу.
  • Вид резьбы: 3/8, 3/4 и 1/2 дюйма. Наиболее распространены изделия последнего типа.

Шаровые

Имеют очень простую конструкцию: в роли перекрывающей поток задвижки здесь выступает обычный металлический шар. Для полного прекращения движения воды нужно повернуть вентиль всего на 1/4 оборота. Шаровыми буксами в основном оснащаются краны на подающей трубе: внутри смесителей они не используются.

Ремонт керамической кран-буксы

После обнаружения поломки керамической вентильной головки существует три варианта действий:

  1. Провести ремонт.
  2. Заменить износившуюся деталь.
  3. Заменить кран-буксу полностью.

Проще всего реализовать последний вариант, однако для этого потребуются дополнительные финансовые траты. Поэтому при возможности головку стараются отремонтировать.

Как снять кран-буксу

Затевая ремонт кран-буксы, воду в системе нужно полностью перекрыть. После этого готовят необходимые инструменты: плоскую и крестообразную отвертки, плоскогубцы, набор ключей.

Демонтаж маховика проводится простым подтягиванием вверх. Это открывает доступ к фиксирующему болту, после откручивания которого вентиль легко снимается. Иногда он прикипает к корпусу смесителя: устранить такую проблему можно осторожным постукиванием по нему одним из ключей.

Сняв вентиль, производят чистку резьбы и маховика. Далее ключом на 17 (или вручную, в зависимости от типа смесителя) снимают декоративную накладку крана. Этим освобождается доступ к кран-буксе. Для ее выворачивания понадобится разводной ключ: его вращают против часовой стрелки, придерживая корпус.Для чистки резьбы смесителя обычно применяют кордовую щётку.

Инструкция по снятию кран-буксы со смесителя

Подробнее про то, как снять кран-буксу со смесителя можете посмотреть в видео :

Дальнейшие ремонтные действия зависят от вида неисправности.

Износ прокладки кран-буксы

Чаще всего протечки смесителя с керамической головкой связаны с тем, что силиконовая прокладка теряет свою функциональность. Проблему можно решить или заменой, или починкой уплотнителя. В первом случае износившуюся прокладку просто извлекают из посадочного углубления, заменяя ее новой (ее рекомендуется смазать водостойкой смазкой).

Замена прокладки кран-буксы

Что касается ремонта, то после извлечения кран-буксы из корпуса смесителя производят наращивание ее недостающей высоты с помощью тонкого слоя силикона. После этого головка ввинчивается обратно.

Между керамических пластин попал мусор

Если в пространстве между керамическими поверхностями окажется песок или другие инородные частицы, это неминуемо приведет к нарушению герметичности стыковки. Как результат, букса начнет протекать. Для устранения неисправности необходимо демонтировать и разобрать головку. Ее пластины тщательно чистят и смазывают водостойким веществом. Собирая узел обратно, важно не перепутать верх и низ пластин. Иногда на поверхности дисков можно обнаружить царапины: в таком случае поможет только замена деталей новыми.

Устройство керамической кран-буксы

Подробнее посмотреть, как разбирается керамическая кран-букса можете посмотреть в видео:

Еще один вариант ― убрать царапины и сколы шлифовкой керамического основания. Делается это при помощи мелкоабразивного порошка (он также используется для притирки автомобильных клапанов и затачивания инструмента). Состоит материал из оксида алюминия и карбида кремния. Подходящая в этом случае зернистость – 1200.

Перед началом процедуры порошок насыпают на какое-либо стекло, используя в качестве растворителя машинное масло. Далее берут поврежденную пластину и начинают тереть ей по стеклу круговыми движениями. После того, как царапины исчезнут, кружок промывают водой.

Износ прижимной шайбы

Прижимная шайба (она может быть пропиленовой, фторопластовой или капролоновой) выступает в качестве компенсатора возможных зазоров между керамическими дисками. Во время функционирования кран-буксы этот уплотнитель постоянно переживает нагрузки, приводящие к его постепенному износу. Из-за уменьшения толщины прижимной шайбы уменьшается плотность прилегания перепускных узлов: в образовавшийся зазор начинает просачиваться вода.

Для замены этой детали потребуется полная разборка кран-буксы с вытаскиванием стопорного кольца, штока и демонтажем пластиковой шайбы. После установки нового элемента пластины нужно почистить и смазать. Если подходящая по размеру новая шайба не была найдена, проводится наращивание старой прокладки путем наклеивания на ее поверхность изоленты. Еще один вариант ― подложить под шайбу тонкий кружок из полиэтилена.

Ремонт прижимной шайбы

Подробнее про ремонт прижимной шайбы кран-буксы можете посмотреть в видео:

Повредились металлические элементы

Отдельные дефекты запорной головки устранить невозможно:

  • Износился (сломался) корпус или шток-кран.
  • Керамические диски получили глубокие царапины.
  • Повредилась резьба.

Если исследование причин протекания выявило один из этих дефектов, ремонтировать буксу бесполезно : ее следует заменить новой.

Ремонт червячной буксы

Резиновые вентильные головки обычно протекают по следующим причинам:

  1. Возникли проблемы с резьбой.
  2. Износились резиновые прокладки.
  3. Механические повреждения.

Если червячная передача сильно износилась, а корпус или шток вентильной буксы покрылся трещинами, изделие нужно менять. Проступание воды через смеситель из-под запорного устройства указывает на необходимость замены уплотнительного кольца. При протекании крана замене подлежит манжета из резины, выполняющие функцию клапанного уплотнителя.

Порядок работы следующий:

  1. Демонтаж запорной части. При разборке смесителя нужно действовать точно так, как и в случае с керамической буксой.
  2. Чистка резьбовых участков и промывка элемента от грязи.
  3. Удаление изношенной прокладки со штока. Перед этим проводят выворачивание удерживающего уплотнитель винта. В некоторых старых моделях он отсутствует, и прокладка удерживается благодаря посадочному углублению или отверстию в поверхности резины.

Снятие прокладки с червячной кран-буксы

Установка новой прокладки на червячную кран-буксу

Производя обратную сборку смесителя, желательно сразу заменить уплотнительное кольцо и смазать червячную передачу. Эти простые меры отодвинут сроки следующего ремонта.

Подробнее про червячные кран-буксы, а также про замену прокладки и вырезание новой прокладки можете посмотреть в видео:

Можно ли заменить в смесителе червячную буксу керамической

Учитывая тот факт, что керамические вентильные головки более практичны и долговечны, в некоторых случаях их пытаются устанавливать в корпус червячного смесителя. Подбирая подходящий вариант для замены, ориентируются в первую очередь на размеры посадочного места (имеется в виду диаметр нижней части вентильной головки).

Также важно разобраться в конструкции штыря под маховик. Изделия зарубежного производства оснащаются на этом участке насечками. В отечественных же вентильных буксах применяется стальной четырёхгранник. Поэтому при установке импортной керамической буксы потребуется также замена маховика. Что касается соответствия по длине, то тут проблем меньше: большинство данных изделий имеют одинаковые размеры. В таком случае вставить вместо резиновой головки керамическую довольно просто.

Выводы

Сталкиваясь с протечками вентильного смесителя, следует первым делом осмотреть кран-буксу. Как правило, причины кроются в выходе из строя одного из элементов узла. Если все дело в износе одной из прокладок ― ее меняют. Более серьезные поломки решаются заменой всей детали. Более надежными в этом отношении считаются керамические вентильные головки: протекания на них случаются намного реже, чем на резиновых.

Ремонт сливного бачка унитаза — неисправности и их устранение

Унитаз в каждом доме является элементом быта, без которого обойтись просто невозможно. Он эксплуатируется гораздо чаще всех остальных приборов сантехники. Именно поэтому он чаще других приборов выходит из строя. А самой уязвимой его составляющей является бачок, состоящий из нескольких внутренних компонентов. Их механические повреждения, а также небрежное обращение с бачком являются причинами потери данным прибором своей работоспособности. В статье мы рассмотрим, как произвести ремонт сливного бачка унитаза с кнопкой самостоятельно, не вызывая бригаду сантехников.

Устройство и работа сливных бачков

Все сливные бачки имеют схожую конструкцию. Различие состоит только в механизме пуска воды.

Конструктивно бачок унитаза с кнопкой или двумя кнопками, а также с рычагом слива можно представить в виде набора взаимодействующих узлов:

  • Наливной клапан. Он отвечает за поддержание уровня воды на определенном уровне. Руководит работой клапана пустотелый поплавок. Когда вода поднимется на нужный уровень, поплавок перекрывает канал подачи воды в бачок;
  • Пластиковый поплавок, закрепленный на наливном клапане. Работает по принципу коромысла, поднимаясь при наполнении бачка;
  • Сливной клапан, имеющий систему перелива. Современные варианты бачков предполагают управление данным клапаном посредством нажатия кнопки. При ручном управлении сливом старого образца достаточно потянуть за рычаг или цепочку для пуска воды в унитаз;
  • Перелив является обязательным компонентом бачка. Он регулируется по высоте, благодаря чему устанавливается предельный уровень воды. При превышении этого уровня вода перетекает по переливной трубке в канализацию, не выливаясь наружу через его стенки.

Основные элементы конструкции и принцип работы механизма одни и те же для всех видов сливных бачков, отличается лишь их выполнение

Бачок с механическим спуском воды работает очень просто. Вода поступает в него через наливной клапан при опущенном положении поплавка. После достижения строго определенного уровня поплавок перекрывает подачу воды. Управление сливом осуществляется вручную. Если бачок оборудован кнопками, то сливается вода после нажатия на них. При этом сливной клапан частично или полностью открывается, пропуская воду в унитаз. Поплавок опускается, приоткрывая наливной клапан.

Строение сливного бачка унитаза с двумя кнопками немного сложнее, но пользоваться таким бачком можно более экономно. Если нажать на одну из кнопок, происходит частичный слив воды. Полный же слив происходит при нажатии второй кнопки.

Все чаще можно встретить новые виды бачков, имеющие нижнее подключение водной магистрали. Устанавливать их целесообразно, если использование бокового подключения невозможно по причине нехватки места. Основным отличием такого бачка является наличие мембранного клапана. Под действием напора воды в трубопроводе клапан приоткрывается и пропускает воду внутрь. При подъеме воды поплавок давит на шток поршня, который постепенно перекрывает мембранный клапан. Когда установленный уровень будет достигнут, клапан закрывается полностью.

Арматура с нижним подводом воды и с управлением с помощью кнопки

Распространенные неисправности

Неисправности слива вполне могут привести к потере унитазом своей работоспособности. Для многих такая внезапная поломка может явиться настоящим стихийным бедствием. Помимо этого, повышенный расход воды также никому не понравится.

О том, что собой представляет гигиенический душ для унитаза со смесителем и каких видов он бывает, читайте в отдельном материале.

А как подобрать насос для повышения давления воды и в каких ситуациях он необходим, мы рассказали в другой статье на сайте.

Какие же поломки характерны для сливных бачков? Перечислим их в порядке частоты возникновения:

1. Протечка воды из унитаза на пол. Чаще всего вода протекает через уплотнительное кольцо, находящееся между днищем бачка и полкой унитаза. Если кольцо треснуло или покоробилось, вода будет проникать через него. Также местом протечки могут оказаться прокладки крепежных болтов, которыми бачок крепится к полочке. Их придется заменить, если подтяжка болтов не даст результата. И неважно, производится ли ремонт сливного бачка унитаза старого образца, или ремонтируется современная система. Ведь крепления у них у всех одинаковы.

Качественное уплотнительное кольцо сливного бачка является залогом его хорошей герметизации

Совет: При замене прокладок и уплотнений рекомендуется смазать их жидким силиконом для продления их срока службы и предотвращения растрескивания.

2. В унитазе наблюдается постоянный ток воды. Чаще всего это связано с переполнением бачка, при котором вода вытекает через трубку перелива. Произойти это может из-за изменения высоты перелива, неплотного прилегания поплавка к запирающему клапану, потери поплавком своей герметичности. Также может быть изношено резиновое уплотнение на сливной арматуре. Чаще всего неисправность можно устранить посредством регулировки. При износе запорной прокладки желательна замена всего механизма слива.

3. Неисправности механизма пуска. Если вы используете кнопочный механизм подачи воды, то при нажатии кнопки вода может не поступать в слив. Вы сможете провести ремонт арматуры сливного бачка своими руками, так как, чаще всего, происходит обрыв рычажного механизма, связывающего кнопку со сливом. Это относится и к бачкам с ручкой либо цепочкой.

4. Шумное наполнение бачка. Происходит это по причине отсоединения трубки, через которую наливается вода в бачок. Это характерно для бачков, в которые вода подводится сбоку. При слетевшей трубке шум поступающей воды будет отчетливо слышен. Для устранения проблемы следует снять верхнюю крышку и установить трубку на штуцер.

5. В бачок не проходит вода. Ремонт сливного бачка унитаза с кнопкой или с другими механизмами спуска при возникновении такой неполадки сводится к проверке входного отверстия в бачок. Нужно снять с бачка клапан и прочистить входное отверстие тонкой стальной проволокой и промыть его водой.

Ремонт бачка с одной кнопкой

Многие люди, привыкшие к бачкам старого образца, не знают, как починить сливной бачок унитаза с кнопкой. На самом деле, отличия между этими системами весьма незначительные. Для многих основной проблемой является разборка такого бачка. Действительно, расположенная на крышке бачка кнопка требует бережного обращения в процессе разборки. Но разбирается устройство очень просто.

Порядок действий будет следующим:

  • перекройте воду;
  • опустошите бачок;
  • осторожно открутите пластмассовую гайку около кнопки;
  • снимите крышку.

Дальнейшие действия зависят от характера поломки. Поломки бачка с кнопкой могут быть следующими:

  1. Набирается мало воды в бачок. Проверьте положение поплавка и отрегулируйте его.
  2. Запала кнопка пуска воды. Это может произойти из-за засорения шахты кнопки. Необходимо прочистить ее, а кнопку установить в прежнее положение.
  3. Вода не уходит в унитаз при нажатии кнопки. Скорее всего, произошел обрыв механизма между кнопкой и клапаном слива. Его можно восстановить самостоятельно. Если этот элемент арматуры сломался, то для его замены можно воспользоваться медной проволокой или заменить клапан полностью.
  4. Через переливную горловину перетекает вода. Необходимо отрегулировать высоту перелива или поплавок. Перелив регулируется очень просто. Для этого открутите накидную гайку и установите необходимый уровень перелива.
  5. Протекает вода в унитаз из-под клапана. Возможно, износилась прокладка сливного клапана. Лучше всего заменить весь клапан. Для этого открутите пластиковую гайку в нижней части бачка и извлеките клапан со своего места. Установите новый клапан.

На заметку: Бывает, что клапан неплотно стал на место из-за перекоса. Повторное его открытие и закрытие помогает устранить проблему протекания.

Ремонт двухкнопочного бачка

Экономный расход воды добавляет популярность такому сантехническому прибору. А как отремонтировать сливной бачок унитаза с двумя кнопками? Принцип разборки такого бачка остается прежним, как и у однокнопочного варианта.

Характерные поломки двухкнопочного бачка:

  1. Западание кнопок. Для установки кнопок на место следует снять крышку, открутив стопорное кольцо возле кнопки. Иногда кнопки становятся на место, если повторно нажать на них.
  2. Если вода не сливается, проверьте целостность соединительной арматуры. Установите ее на место или замените куском медной проволоки.
  3. Протекание воды через клапан слива свидетельствует о неправильном положении клапана относительно сливного отверстия. Если вода перетекает через переливную горловину, произведите регулировку уровня воды, изменив положение поплавка или высоту перелива.

Для регулировки поплавка достаточно лишь немного поднять его или опустить

Хотите знать, как выбрать смеситель для ванны с душем? Ответ вы найдете в нашей отдельной статье.

А если вас интересует, как проводится установка душевой кабины своими руками, то у нас также есть материал на эту тему.

Перед покупкой фильтра для воды рекомендуем вам ознакомиться с нашими советами по их выбору.

Ремонт бачка, имеющего нижнее подключение воды

В бачке с нижним подключением воды используется наполнительный клапан мембранного типа. Это может вызвать проблему с наполнением бачка при слабом давлении в системе водоснабжения. Напор воды может оказаться недостаточным, чтобы отжать клапан и наполнить бачок. Если в вашей системе постоянно поддерживается низкое давление, то мембранный клапан лучше заменить штоковым аналогом.

Еще одной распространенной проблемой является подтекание воды в месте входа в бачок подводящего клапана. Расположение его таково, что клапан постоянно находится под водой. При недостаточной герметичности соединений наличие протечек практически гарантировано.

Ремонт сливного бачка унитаза с нижним подводом воды выполняется после перекрытия подвода воды и снятия крышки бачка. После этого проблема устраняется по таким же алгоритмам, которые описаны для ремонта моделей с кнопками.

Мы разобрали, как отремонтировать сливной бачок с кнопкой, с двумя кнопками или с механическим управлением. Отличаются они незначительно, преимущественно конструкцией механизма управления. Общий же принцип функционирования и ремонта у всех рассмотренных устройств одинаков.

На видео показан ремонт сливного бачка унитаза своими руками, точнее, процесс замены его арматуры.

Ремонт сливного бачка унитаза: как починить своими руками

Конструкция и принцип работы сливного бачка довольно просты, поэтому с починкой устройства редко возникают сложности.

При некоторых поломках сливного бачка вода не течет на пол, нет угрозы затопления соседей снизу. Такие неисправности кажутся незначительными, но это ровно до тех пор, пока не придет счет на оплату услуг водоснабжения.

Если установлен счетчик, то любой сбой в работе бачка может стать проблемой! Поэтому самое умное решение – устранить его сразу же, не дожидаясь неприятностей.

Устройство и работа сливного бачка

Небольшие затруднения иногда бывают только с усовершенствованными современными моделями, в таких случаях стоит обращаться к специалистам. В основном же, практически любой ремонт сливного бачка унитаза можно сделать своими руками.

Во многом сливные бачки различных конструкций похожи. Основное отличие заключается в способе монтажа:

  • Подвесные бачки. Конструкции этого типа прикреплены к чаше унитаза на небольшой высоте и подсоединены с помощью трубы.
  • Бачок унитаза компакт. Сливной бачок компакта крепится непосредственно на чашу унитаза без соединительных труб.
  • Встраиваемый бачок. Конструкции этого типа устанавливают в стене, они используются с подвесными унитазами.

Подача воды в сливной бачок осуществляется либо снизу, либо сбоку. Устройство боковой подачи чаще всего встречается в унитазах отечественного производства. Его преимущество – относительно низкая цена, что сказывается на стоимости всего унитаза в целом.

Нижняя подача воды часто встречается в современных отечественных и импортных конструкциях. Обычно это чуть более дорогие модели.

Для слива могут быть предусмотрены механизмы различных типов: кнопки, штоки, рычажки, цепочки. Самый распространенный вариант – кнопка.

Она может располагаться в верхней части конструкции, а в моделях со скрытым бачком – на стене. Чтобы слить воду, достаточно на нее нажать.

Модели с кнопочным механизмом можно разобрать только после демонтажа кнопки. Как снять крышку с бачка такой конструкции, детально показано на видео:

Кнопки, в которых вода полностью сливается после короткого однократного нажатия, называют автоматическими.

Те же, в которых вода сливается только пока нажата кнопка, – механические. Первые удобнее в использовании, а вторые позволяют экономить воду при смывании унитаза.

Существуют одно- и двухрежимные кнопочные механизмы слива. В моделях с двумя кнопками предусмотрена возможность сливать только половину объема бачка.

Впрочем, есть конструкции с одной кнопкой, которые точно так же могут сливать либо полный объем воды, либо половину. Если кнопочный механизм оснащен специальным шнеком, заставляющим вращать воду при спуске, то чаша унитаза омывается более эффективно.

Регулировка объема набираемой воды

При желании можно легко регулировать количество воды, набираемой в бачок. Это необходимо, если унитаз плохо смывается или воды слишком много и есть необходимость уменьшить ее объем.

Для изменения объема наполнения нужно снять крышку бачка и выполнить несложные действия. Но прежде чем приступать к регулировке, сначала следует разобраться с устройством бачка.

Видеоролик ниже поможет в этом:

Вариант #1 – для систем с боковой подачей

Такие механизмы оборудованы рычагом, изготовленным из толстой металлической проволоки. Он соединяет клапан и поплавок. Чтобы поднять или опустить поплавок, необходимо немного согнуть проволочный рычаг.

После этого следует убедиться, что в бачок набирается нужное количество воды. Если нет – еще немного подогнуть проволоку. Приподнимая рычаг, можно увеличить объем воды, опуская – уменьшить.

Такой вариант подходит только для тех бачков, в поплавочной системе которых используется металл.

Во многих современных моделях вместо металлических частей используются пластиковые. Такие рычаги невозможно согнуть, но можно по их оси перемещать сам поплавок с помощью крепежного винта, предусмотренного конструкцией.

Поплавок может быть закреплен резьбой или защелкой. Если в конструкции применена защелка, то ее отжимают. Для увеличения объема воды в бачке поплавок перемещают ближе к корпусу клапана.

В результате уменьшается длина рычага. Если нужно снизить уровень воды, поплавок передвигают дальше от корпуса.

Вариант #2 – в бачках с нижним подводом

Если конструкция с нижней подачей воды, ее можно отрегулировать еще проще, чем систему с боковым подводом. В механизме есть специальный ограничитель уровня воды, соединяющий рычаг клапана и поплавок. Его можно удлинить или укоротить.

Поплавок на ограничителе закреплен с помощью резьбы. Чтобы отрегулировать уровень воды в бачке, нужно изменить его высоту с помощью пластмассовой гайки.

Как диагностировать неполадки?

Если неисправен сливной бачок, это быстро становится очевидным: вода либо протекает в чашу унитаза, либо начинает капать на пол. Иногда бывает, что емкость не наполняется.

Какой бы ультрасовременной и сложной ни была бы конструкция бачка, проявляются поломки одинаково во всех моделях.

Наружные протечки не всегда сразу становятся видны. Случается, что вода капает наружу неделями, но ее количество настолько мало, что отсыревшие участки не бросаются в глаза. Тогда протечку можно определить по появлению рыжих пятен и потеков ржавчины.

Если они есть – стоит разобрать бачок и установить причину поломки.

В норме бачок заполняется до заданного уровня, а резиновая груша прижата к отверстию слива, надежно перекрывает его и удерживается в таком положении за счет давления воды. При нажатии на механизм спуска эта груша поднимается и открывает сливное отверстие.

Резиновая груша должна быть постоянно заполнена воздухом. Чтобы в нее не попадала вода, в конструкции предусмотрена специальная направляющая трубка. Она обеспечивает правильное положение груши в «седле».

Если нарушается целостность самой груши или трубки, механизм дает сбой.

Первое, что нужно сделать, разобрав бачок, – осмотреть грушу. Если она утратила эластичность, растрескалась, то именно в ней и кроется причина протечки. Изношенная резина не может хорошо перекрывать отверстие слива, вода протекает в трещины и зазоры.

Резиновые изделия такого типа починить невозможно, поэтому грушу нужно просто заменить.

Если же с ней все в порядке, нужно убедиться, что под резину не попадают частицы грязи и ржавчины, которые также могут мешать нормальной работе груши.

Если груша в порядке, то следует продолжить осмотр унитазного бачка в поисках причины протечки.

Бачок не заполняется, если:

  • неисправен подводящий шланг;
  • изношен впускной клапан поплавкового механизма.

Вода может вытекать наружу, если:

  • изношена прокладка между бачком и унитазом;
  • появилась течь в месте установки соединительных винтов.

Внутренние протечки появляются, когда:

  • не отрегулирована переливная трубка;
  • неисправен клапан;
  • вышел из строя поплавок.

Следует тщательно проверить все эти узлы, отремонтировать, отрегулировать или заменить поврежденные детали. Как разобрать бачок и найти эти элементы, показано в видеоролике:

Проблема #1: вода не поступает в бачок

Как можно починить сливной бачок унитаза, если в него перестала поступать вода? Это несложно. В первую очередь проверяют подводящий шланг. Его отсоединяют от бачка и один конец опускают в какую-либо емкость.

Если вода не течет, можно просто купить и установить новый шланг.

Чаще всего проблема кроется в засорении узкой части клапана. Для ремонта достаточно опустошить бачок, перекрыть воду и открутить узел, состоящий из клапана, рычага и поплавка.

Когда детали будут сняты, откроется отверстие, через которое заполняется емкость. Оно очень часто бывает засорено. Прочистить его можно с помощью обычной иглы или проволоки.

Чтобы провести полную очистку, нужно снять вентиль со входного патрубка и смыть водой остатки грязи.

Проблема #2: наружные протечки

Если появилась наружная течь, можно сделать ремонт унитаза своими руками и не вызывать мастера. Обычно неполадки возникают из-за неплотного прилегания прокладки между чашей унитаза и бачком или же если износились уплотнители под винтами.

В первом случае достаточно снять бачок, проверить прокладку и, если она стала слишком жесткой или пошла трещинами, заменить.

Бывает, что причина такой протечки банальна – прокладка неправильно установлена. Тогда достаточно просто поставить ее на место, а лучше – поменять.

Если появилась протечка в месте соединительных винтов, то их нужно открутить и поменять резиновые уплотнители. Для этого даже необязательно снимать сам бачок.

Выбирая новые уплотнители, лучше отдать предпочтение конусовидным, а не плоским. Они гораздо плотнее прилегают к поверхностям.

Закручивая винты после замены уплотнителей, важно добиться равномерного распределения усилий, чтобы не допустить перекосов, иначе может появиться новая течь. Для этого винты подкручивают понемногу и по очереди.

Проблема #3: ликвидация внутренних течей

Как починить бачок, если вода течет в чашу унитаза? Для начала стоит проверить правильность настройки переливной трубки. Ее нужно немного приподнять и посмотреть, переливается ли вода в трубку.

Если да, то нужно отремонтировать клапан поплавка. Если нет – нужно подкорректировать рычаг.

Проблемы с клапаном могут возникнуть из-за мусора. Его нужно просто удалить из-под резинки.

Если же износилась резина, ее можно просто перевернуть другой стороной, но лучше сразу поменять. Если клапан сломался, придется его поменять на новый.

Предлагаем видеоинструкцию по замене арматуры сливного бачка:

Проблема #4: шум бачка при наполнении

Шум при наполнении бачка водой нельзя назвать поломкой, т.к. все механизмы исправны. Однако громкие звуки могут сильно раздражать, мешать полноценному отдыху.

Чаще всего бачок громко набирается сразу же после слива воды, потом шум становится меньше.

Решить проблему очень просто. Для этого на патрубок запорного механизма надевают небольшой кусок резиновой или пластиковой трубки.

Длина должна быть такой, чтобы трубка доставала до дна емкости. После этого бачок станет шуметь гораздо меньше.

Ремонт сливного бачка унитаза – несложная процедура. Чтобы починить все неисправности своими руками, достаточно иметь время, желание и самые простые инструменты.

Однако иногда возникают сложности с диагностикой поломок или самим ремонтом. В этом случае лучше не экспериментировать и вызвать сантехника.

Ссылка на основную публикацию