Каркасно щитовой гараж своими руками

Пошаговая инструкция для постройки каркасного гаража своими руками, схемы проектов

Далеко не всегда получается обзавестись надежным кирпичным или бетонным гаражом. Щитовые или каркасные строения не хуже других способны обеспечить безопасность и сохранность автомобиля, оградить от воздействий внешней среды. Каркасная конструкция гаража в равной степени обладает и достоинствами, и недостатками. Какими, станет известно далее.

Виды каркасных гаражей

Как и дома, гаражные строения подразделяются на сложенные из камня, возведенные из стеновых панелей и облегченные, щитовые или каркасные. Последние не требуют устройства мощного фундамента, дешевле в строительстве. Каркасный домик – не значит карточный: это серьезное, долговременное сооружение, предназначенное для длительной эксплуатации.

По виду каркаса гаражи бывают металлические и деревянные. По функциональному назначению – объединенные с мастерской, на одну и 2 машины. В такой гараж можно, не опасаясь, поставить автомобиль, мотоцикл, пользоваться им, как «настоящим». Благодаря прочному несущему каркасу здание выдерживает значительные нагрузки, рассчитано на длительный срок службы.

Преимущества и недостатки

Каждая технология имеет свои плюсы и минусы. Каркасные гаражи не стали исключением, к ним это относится так же, как и к другим зданиям.

Главные преимущества заключаются в следующем:

  • быстрота возведения;
  • упрощенная конструкция фундамента;
  • малый вес, возможность сборки без применения грузоподъемных механизмов;
  • дешевизна строительства в целом в сравнении с капитальными сооружениями.

Но, к сожалению, оборотной стороной экономичности, легкости постройки является ее низкая, по отношению к кирпичу или бетону, прочность, посредственные теплоизоляционные показатели. Дерево обязательно обрабатывается специальным составом, во избежание развития гнили и разрушения.

Если других вариантов нет, то остается выбрать каркасный гараж. Тем более, что он не так уж и плох: его можно утеплить, защитить от воздействия атмосферы, сделать настоящим домом для автомобиля.

Чертеж каркаса будущего гаража

Без проекта, составления подробной схемы с указанием размеров гаража, толщины стен, глубины заложения фундамента стройка не начнется. К делу следует подойти серьезно: несмотря на облегченную конструкцию, гараж обладает определенным весом, просто на грунт его ставить нельзя. Все узлы, детали каркаса стойки, балки рассчитываются или выбираются типовыми, после уточнения нагрузок.

Для металлического каркаса на стадии проектирования потребуется назначить тип сборки – сварка, на болтовых соединениях или комбинированная. Она определит трудоемкость и конкретную конфигурацию остова. Деревянные детали традиционно скрепляются гвоздями, стяжками, скобами. При отказе от «глубокого» проектирования, сборочной схемы необходимо составить хотя бы пошаговую зарисовку – с ней будет проще и быстрее выполнять сборку.

Некоторые источники умаляют роль чертежей и эскизов при строительстве гаража. Между тем, перенося свои идеи на бумагу, проще контролировать процесс, ведь в голове всего не удержишь, а любая мелочь, упущенная на начальной стадии, может изменить ход работ, заставить пойти на ненужные траты или замену материалов.

Фактически, от заказчика нужно понимание – каковы размеры будущего гаража, его длина/ширина/высота, где располагаются ворота и их тип (сдвижные, распашные двухстворчатые, с электроподъемником и так далее).

Инструменты и материалы

Для возведения гаража из дерева, то есть с несущим каркасом из этого материала, понадобятся, соответственно, брус – сплошной или клееный из досок, а также некоторое количество плит ОСБ для обшивки. Дальнейшие действия зависят от конструкции гаража, типа кровли, габаритов.

Из инструментов обязательно будут нужны:

  1. Молоток.
  2. Уровень.
  3. Отвес.
  4. Рулетка.
  5. Электро- или аккумуляторная дрель.
  6. Угловая шлифмашина с насадкой для резки дерева (опционально).

Конкретные действия сборщиков зависят от степени подготовленности к монтажу – древесина уже размечена, порезана на детали (стойки, балки, подкосы) или все придется делать «с нуля». В первом случае время на возведение здания значительно сокращается.

Основные этапы работ, пошаговая инструкция

Чтобы быстро возвести своими собственными руками прочный, надежный гараж, для удобства самих работников понадобится разбить весь цикл на отдельные операции. Опытные строители знают, что основа успеха заключена в тщательной подготовке, планировании.

Поэтому в процесс возведения здания обязательно входят:

  1. Подготовительные работы. Расчеты, разметка и порезка деталей, комплектация крепежом, устройство фундамента – все это включается в начальную стадию. Пропускать ее категорически нельзя, это нарушит естественный ход строительства. Исключением является случай, когда гараж собирают на заранее подготовленном основании из предварительно сформированного набора элементов каркаса.
  2. Монтаж конструкций, сборка разрозненных деталей в единое целое. По завершении процесса постройки производят обшивку каркаса стеновыми панелями, чтобы гараж принял вид готового здания.
  3. Устройство крыши. Сюда относятся работы по покрытию одно- или двускатной кровлей, утепление потолка/стен (по желанию заказчика).
  4. Заключительная фаза – отделка (покраска, обшивка сайдингом), монтаж всех дополнительных систем, включая навеску ворот.

Подготовка основания

Чтобы сделать прочный, надежный гараж, понадобится подготовить основу, которая воспринимает нагрузки от здания, передает их на грунт. Это плитный фундамент и соответствующие земляные работы, выполненные до начала его устройства. К ним относятся выемка «лишней» земли, засыпка песчаной подушки и гравийной подготовки, их трамбовка.

Неплохо бы заранее выяснить, к какому типу принадлежат грунты на участке застройки – просадочные, насыпные, насколько глубоко проходят водоносные горизонты. Эти меры избавят от последующих проблем с просадками, замачиванием фундамента, оседанием здания.

Фундамент

Постройку любого объекта традиционно начинают с закладки фундамента. От наличия данного элемента зависит устойчивость будущего здания, его способность противостоять внешним нагрузкам и атмосферным воздействиям без каких-либо повреждений.

Для каркасных строений, с их облегченными конструкциями и сниженным весом на основание, сооружают плитный фундамент небольшой толщины.

При этом обязательно применяется армирование сеткой или стержнями, увязанными в единую систему, выдерживаются сроки схватывания бетона. Нагружать основание до окончания данного периода запрещено во избежание появления трещин, просадок.

Возведение каркаса

Деревянный каркас отличает простота сборки – это одно из ключевых преимуществ подобных сооружений. Начинают сборку с установки угловых стоек, постепенно переходя к средним и перевязывая их между собой балками.

Основное правило: конструкция должна обладать достаточной собственной жесткостью, для этого применяются связи в 2 уровнях (снизу и сверху), а также подкосы. Периодически контролируют вертикальность/горизонтальность элементов, пользуясь уровнем и отвесом.

На крепеже экономить не нужно, это приведет не к удешевлению гаража, а к снижению его жесткости, долговечности.

Строительство крыши

Когда закончен монтаж каркаса, сооружение коробки будущего здания, переходят к сооружению крыши. Кровля может быть плоской, односкатной, сложной формы – зависит от того, какая идея придет в голову заказчику, и что именно он захочет реализовать на практике.

Не рекомендуется излишне усложнять конструкцию покрытия, отступая от простых (и функциональных) решений в сторону дизайнерских, усложненных. Вполне достаточным будет создать одно- или двухскатную кровлю с покрытием из металочерепицы, армированного пластика – так, чтобы осадки не проникали внутрь, там было тепло и сухо.

Отделка

Гараж с обшивкой фасада сайдингом, простым ОСБ с последующей покраской приятным для глаза колером выглядит гораздо привлекательнее, чем без нее. И на этом этапе лучше не «заморачиваться» с особенными материалами, красками и технологиями. Ведь это все-таки гараж, а не загородный дом. Для него функциональность – прежде всего.

Достаточно будет выбрать лакокрасочное покрытие неброского цвета, использовать пластиковую вагонку, которая не боится холода и влаги, хорошо защищает конструкции от внешней среды.

Если есть желание сделать теплый гараж, на данном этапе самое время его реализовать. При этом не забывают о гидроизоляции: у древесины и утеплителя разные коэффициенты теплопроводности, понадобится слой пленки между ними, чтобы не возникло мостиков холода, очагов конденсации влаги.

Расчет стоимости

На смету затрат повлияют стоимость материалов – дерева, крепежа, арматуры. Это неизбежно. Возможно, добавятся транспортные услуги на доставку древесины или заказ бетонной смеси для заливки фундамента, подвоз щебня.

В целом, постройка обойдется значительно дешевле капитального гаража, к тому же рабочая сила будет бесплатная, благодаря возведению здания своими руками. С целью экономии строительство можно растянуть по времени (в разумных пределах), постепенно накапливая материалы и занимаясь возведением такого нужного, недорогого и чрезвычайно привлекательного внешне гаража.

Каркасный гараж из дерева своими руками

Оптимальный способ строительства гаража «в одни руки» – возведение каркасника. При этом вовсе не обязательно иметь опыт выполнения таких работ или досконально знать технологию. Она проста и интуитивно понятна. Пошаговые инструкции по строительству каркасного гаража из дерева помогут разобраться во всех её нюансах.

Конструктивные особенности каркасников

Каркасник – строение, полностью возведённое из дерева. Металлические здесь только крепежи и соединительные элементы (перфорированные уголки и пластины). Название технологии «говорящее», информирующее о том, что основа строения – каркас. После его обшивки выбранным материалом получают полноценное здание с несущими и ненесущими стенами, стропильной системой и перекрытиями.

Различают три технологии возведения построек этого типа:

  1. Канадская. Отличительная особенность – в применении СИП-панелей. Эти изделия состоят из толстого (10-20 см) пенополиуретана, с обеих сторон оклеенного полотнами ОСП (ориентированно-стружечной плиты) толщиной 9-12 мм.
  2. Каркасно-щитовая, подразумевающая сборку крупногабаритных панелей из досок и последующую их установку в проемы каркаса.
  3. Каркасно-рамочная. Наиболее простая в реализации, позволяющая выполнять весь комплекс работ своими руками, без привлечения помощников и грузоподъёмной техники. Далее будет рассмотрен именно этот способ строительства гаража.

Основные элементы каркасного строения

Каркасная постройка состоит из следующих элементов:

  • фундамента;
  • нижней обвязки;
  • каркаса стен из вертикальных рядовых и угловых стоек;
  • обшивки;
  • верхнего перекрытия;
  • стропильной системы (отсутствует у строений с плоскими кровлями);
  • крыши.

Используемый в строительстве пиломатериал – брус сечением 100х100 или 150х150 мм и доски сечением 15х50 мм и 25х20 мм. Обшивка – плиты ОСП толщиной 9 мм.

На заметку! Пиломатериал далеко не всегда имеет правильные геометрические параметры. Часто доски и брус в той или иной степени искривлены. Для калибровки материалов рекомендуется использовать рейсмус. Поскольку инструмент достаточно дорогой, его можно взять в аренду и за 1-2 дня выполнить все работы по выравниванию пиломатериала.

Нужен ли брус?

Технология позволяет заменить брус пакетом досок, уложенных на ребро и соединённых между собой гвоздями и металлическими шпильками сечением 6-8 мм. По цене цельный брус и сборный примерно одинаковы. Но у второго есть одно неоспоримое преимущество: сборную балку практически не ведёт.

В остальном она уступает брусу. При проектировании учитывают, что для неё допустимы нагрузки на 15% меньше, чем для цельного пиломатериала. Но гараж – лёгкое строение, не предполагающее солидного давления на фундамент и перекрытия. Поэтому в целях экономии и удобства собственноручной переноски пиломатериалов можно безбоязненно использовать балки из пакета досок.

Плюсы и минусы каркасного гаража

Как и любая другая технология строительства зданий, каркасная имеет свои достоинства и недостатки. Причём первых намного больше, чем у всех остальных способов возведения гаража.

Плюсы:

  1. Высокая скорость строительства. При наличии хороших погодных условий каркасник размером 4х6 м можно собственноручно выстроить за 3-4 недели.
  2. Долговечность. Возведённый по всем правилам гараж прослужит не менее 50 лет.
  3. Внутренние и внешние стены не требуют дополнительной отделки в виде оштукатуривания и выравнивания, так как представляют собой ровные и гладкие поверхности.
  4. Возможность устройства облегчённого недорогого фундамента.
  5. Минимальная усадка или её полное отсутствие при условии применения качественно высушенного пиломатериала.
  6. Экологическая чистота.
  7. Более низкая теплопроводность, чем у кирпичных и бетонных построек.
  8. Способность выдерживать значительные и частые перепады температур.
  9. Всесезонное строительство.
  10. Благоприятный для здоровья человека микроклимат внутри помещений.

Минусы:

Из недостатков каркасной технологии прежде всего отмечают гигроскопичность древесины, её подверженность гниению и порче насекомыми-древоточцами. Риски минимизируют обработкой пиломатериалов специальными растворами – антисептиками. Один из наиболее популярных – «Сенеж». Рекомендуется наносить 2-3 слоя раствора.

Второй недостаток каркасников – пожароопасность. Для того чтобы повысить устойчивость древесины к воздействию высоких температур, разработаны специальные средства – огнебиозащитные. То есть они одновременно являются и антисептиками, что позволяет экономить на покупке этих растворов. Наиболее популярны и эффективны:

  • «Сенеж Огнебио»;
  • «Сенеж Огнебио Проф»;
  • NEOMID от «Неохим»;
  • «Пирилакс» от «НПО НОРТ»;
  • «Вудмастер» от «НПП Рогнеда».

К числу недостатков строений каркасного типа относят и сложность крепления навесных элементов (полок, шкафов, зеркал и др) к стенам. Для того чтобы гвоздь или саморез надёжно выдерживали нагрузку, их необходимо вогнать в брус или доску.

В каркасниках значительна площадь поверхностей – полости, заполненные утеплителем (минватой или пенопластом/пенополиуретаном). Поэтому при проектировании строения необходимо заранее предусмотреть наличие балок в тех местах, где будут устанавливать навесные элементы интерьера.

Составление проекта и сметы расходов

Прежде чем приступить к проектированию каркасного гаража, изучают особенности используемых в его строительстве материалов. Длина стандартных досок и бруса – 6 м. Можно заказать изделия других размеров, но за это придется доплатить.

На заметку! Выбрав габариты строения, соответствующие 3 и 6 метрам, упрощают процесс строительства, сокращают его сроки и минимизируют количество отходов.

В целях максимальной экономии средств при проектировании учитывают и геометрические параметры облицовочных и кровельных материалов.

Для гаража 3х6 с высотой стен 3 м потребуются:

  • брус 150х150 мм – 1,6 м 3 ;
  • доски 50х150 мм – 2,1 м 3 ;
  • доски 25х150 мм – 1,9 м 3 ;
  • доски 50х100 мм – 0,7 м 3 (для пола, если он будет деревянным).

Выгодность каркасника и в том, что можно экономить на пиломатериалах для устройства опалубки. Её сооружают из имеющегося, но для его сохранности укрывают щиты плотной полиэтиленовой пленкой. После демонтажа опалубки доски используют по назначению: для возведения каркаса.

Обязательные позиции сметы

НазначениеМатериалы
Фундамент из монолитной ж/б плиты— гидростеклоизол или рубероид для устройства гидроизоляции;

— песок для отсыпки «подушки» толщиной 20-30 см;

— доски 50х150 мм;

В среднем стоимость материалов для строительства гаража 4х6 м с высотой стен 2,7 м составляет 278 тыс. руб. (данные актуальны на начало 2018 г). Работа специалистов по возведению строения – 180-200 тыс руб.

Для выяснения точного количества материалов, необходимых для строительства каркасного гаража, можно воспользоваться онлайн-калькулятором, выполняющим расчёты в соответствии с СП 31-105-2002.

Для этого необходимо указать параметры строения:

  • длину;
  • ширину;
  • высоту;
  • шаг между балками перекрытий (рекомендовано 400 мм);
  • шаг между рядовыми стойками каркаса (рекомендовано 600 мм);
  • толщина утеплителя (100-200 мм).

Совет! Каркас желательно собирать на гвоздях, так как они эффективно предотвращают смещение материалов в любом направлении. Саморезы лучше работают на отрыв.

Необходимые инструменты

При возведении каркасника используют древесину, что определяет выбор инструментов.

Электроинструменты

  1. Циркулярная (дисковая) пила. Наиболее выносливой считают «Хитачи С7MFA–4800».
  2. Шуруповерт с двумя аккумуляторами мощностью не менее 19W. Оптимальный выбор – «AEG BS 12 X-R LMB–3200».
  3. Бензопила. Лучшая из бюджетных – «Echo CS-3500-14». Средняя цена 7100 руб.
  4. Бетоносмеситель ёмкостью не менее 140 л. Необходим для заливки плитного или ленточного фундамента. Для возведения столбчатого будет достаточного ручного замеса бетона.
  5. УШМ (болгарка), 125 мм.
  6. Торцевая пила, необходимая для выполнения распила под определённым углом. Циркулярная не справится с этой задачей. Приобретение торцовой пилы быстро окупается скоростью и точностью выполнения работ.
  7. Пневматический молоток для гвоздей (не обязательно).
  8. Точило для заточки ручного инструмента.

Совет! Те, кто имеет опыт самостоятельного строительства каркасников, не рекомендуют покупать электролобзик. Этот инструмент бесполезен при выполнении большинства работ и вполне заменяем имеющимся ручным и электрическим.

Ручной и измерительный инструмент

  1. Качественные пузырьковые уровни длиной 200 и 60 см.
  2. Рулетка с длиной ленты не менее 8 м.
  3. Меловая малярная шнурка.
  4. Молотки на 500 и 1000 г.
  5. Два топорика, маленький и средний.
  6. Монтировка.
  7. Клещи (средние и большие).
  8. Сапожный нож.
  9. Набор стамесок.
  10. Ножовка по дереву.
  11. Ёмкости и лопаты для выполнения земляных работ и бетонирования.

Выбор фундамента

Все каркасники – легкие постройки и не требуют устройства солидного основания. Для гаража этого типа подойдет любой фундамент:

  • плитный;
  • МЗЛ (мелкозаглубленный ленточный);
  • столбчатый;
  • на винтовых сваях.

Альтернатива традиционным фундаментам

Для небольших одноэтажных строений подойдет самый бюджетный вариант – фундамент Семыкина. Он возводится из автомобильных покрышек, которые являются бросовым материалом. Это существенно удешевляет смету. Внутренние полости покрышек на ¾ заполняют песком и гравием, заливают бетоном.

Фундамент Семыкина запатентован и зарекомендовал себя на практике исключительно с положительной стороны. Он способен выдерживать весовую нагрузку от одно- и двухэтажных строений.

В числе преимуществ основания из автомобильных покрышек:

  • амортизирующие свойства, предотвращающие перекос строения при подвижках грунта в периоды его замерзания-оттаивания;
  • долговечность;
  • дешевизна;
  • высокая скорость возведения.

Критерии выбора фундамента

Оптимальным решением для любого типа строения является плитное основание. Но при его выборе необходимо заранее решить несколько важных вопросов:

  • где будет находиться смотровая яма, и каковы её габариты;
  • где и как будут расположены коммуникации (электропроводка, водопровод, канализация, вентиляция);
  • определить местоположение станков, стеллажей, верстака.

Не всегда удаётся заранее предусмотреть все нюансы обустройства гаража, и в этом случае выбирают ленточный или столбчатый фундаменты. Они предоставляют простор для выбора местоположения всех перечисленных выше элементов строения и его интерьера.

Строительство столбчатого фундамента

Столбчатый фундамент представляет собой комплекс заглублённых в землю опор, расположенных по периметру здания. Возможны несколько способов устройства столбов.

  1. Из кирпичей, уложенных на цементно-песчаный раствор.
  2. Посредством заливки бетоном асбестовых труб сечением 200-350 мм;
  3. Из бетонных блоков.
  4. С помощью монтажа опалубки, армирования и заливки бетона.
  5. Из металлических труб с толщиной стенки более 2 мм и заполненных гравием и цементно-песчаным раствором.

Независимо от выбранного способа устройства опор, потребуется сформировать для них углубления в грунте. Ямы можно выкопать лопатой или пробурить мотобуром. Для фундамента под каркасный гараж оптимальное сечение углублений – 20-25 см.

Этапы строительства:

Шаг 1. Выбор места. Важно, чтобы строение находилось на расстоянии не менее 1,5 м от деревьев, любых ограждений и построек.

Шаг 2. Разметка. На этом этапе с помощью лазерного уровня находят угловые точки будущего гаража и отмечают их колышками. Соединяют бечёвкой или полипропиленовым шнуром. Проверяют прямолинейность углов и убеждаются в том, что диагонали прямоугольника равны.

Шаг 3. Подготовка участка. При необходимости выравнивают рельеф выбранного места, срезая возвышенности и убирая грунт за пределы разметки.

Шаг 4. В местах установки столбов натягивают шнурку «от стены к стене». Оптимальное расстояние между опорами (без учета их сечения) – 80-120 см. Чем тоньше столбы, тем меньшую дистанцию между ними выбирают.

Шаг 5. В найденных точках выкапывают или иным образом формируют отверстия в грунте глубиной 100-120 см.

Шаг 6. Из досок сечением 15х150 мм изготавливают опалубку в виде полых коробов требуемого размера.

Шаг 7. На дно каждой ямы насыпают слой песка толщиной 5-10 см и 10-15 см слой щебня. Тщательно утрамбовывают каждый.

Шаг 8. Устанавливают опалубку в ямы, выравнивают по уровню.

Шаг 9. Из прутков арматуры связывают прямоугольные стержни и устанавливают их в опалубку.

Шаг 10. Вручную или в бетоносмесителе готовят цементно-песчаный раствор с наполнителем из гравия.

Шаг 11. Заполняют опалубку бетоном с уплотнением каждого его слоя.

Шаг 12. После застывания столбов разбирают опалубку.

Шаг 13. Проверяют ровность расположения опор по горизонтали. Используют двухметровый пузырьковый уровень. Допустимы отклонения не более 5 мм.

Монтажные работы

Следующий этап работ после устройства фундамента – монтаж нижней обвязки из бруса сечением 150х150 мм:

  • на каждый столб укладывают 2-3 листа рубероида;
  • каждую балку запиливают с торцов так, чтобы в угловых точках получилось соединение шип-паз;
  • усиливают стыки металлическими уголками, закреплёнными саморезами;
  • устанавливают промежуточные балки, торцами упирающиеся в столбы на противоположных стенках обвязки;
  • соединяют балки с обвязкой уголками и саморезами.

Далее возможны два варианта действий:

  • настилают на нижнее перекрытие пол (если не планируют устройство смотровой ямы;
  • возводят каркас стен и стропильные фермы.

Чаще всего после монтажа нижнего перекрытия приступают к установке угловых и промежуточных опор стен каркаса, которые объединяют верхней обвязкой. Шаг между вертикальными стойками – 60-80 см. После чего обшивают внешние стены листами ОСБ. Заполняют проёмы между стойками каркаса пенопластом или плитами минеральной ваты и приступают к обшивке внутренних стен гаража.

Стропильную систему монтируют в соответствии с выбранным типом крыши. Обшивают кровлю листами ОСБ и поверх них устраивают обрешетку для укладки облицовочного материала. Завершающий этап строительства каркасного гаража – отделка внешних стен и крыши. После чего приступают к устройству отмостки и подъездного пути.

Уход за каркасным гаражом из дерева в процессе эксплуатации

Правильная эксплуатация каркасного гаража – залог его долговечности. Поскольку строение деревянное, для него губительна повышенная влажность воздуха. С внешней стороны здание обшивают облицовочными материалами, защищающими стены и крышу от осадков. Внутри помещения необходима качественная вентиляция, естественная или приточно-вытяжная.

Уход за строением состоит из нескольких регулярно повторяемых действий:

  • осмотр фундамента и его своевременный ремонт;
  • осмотр отделочных покрытий стен и кровли, устранение обнаруженных недостатков;
  • поддержание чистоты и сухости внутри помещения;
  • устройство дренажа, отводящего грунтовые и поверхностные воды от фундамента.

Для того чтобы построить каркасный гараж из дерева, необходимо правильно выбрать материалы и тип фундамента, изучить инструкции по выполнению каждого этапа монтажных работ. Собственноручно возведённое строение – гордость владельца. Соблюдение требований технологии гарантирует надёжность и долговечность гаража.

Каркасный гараж своими руками — от фундамента до отделки

В настоящее время по каркасной технологии строят не только дома, но и гаражи. Она имеет ряд преимуществ, которые позволили ей завоевать популярность. Одним из них является возможность построить каркасный гараж своими руками.

Достоинства и недостатки каркасного гаража

Среди достоинств деревянного каркасного гаража выделяют:

  1. Простоту и скорость возведения. Вся конструкция крепится на болтах и саморезах. Всего два человека могут за несколько недель собрать готовый гараж с нуля. При этом нет необходимости в какой-либо спецтехнике.
  2. Экономичность. Благодаря небольшому весу конструкции под гараж можно заложить облегчённый фундамент. Стоимость постройки также будет ниже, чем при использовании кирпича.
  3. Низкую теплопроводность древесины, которая позволит зимой поддерживать в гараже комфортную температуру.
  4. Прочность конструкции.

Каркасный гараж возводится очень быстро

Однако нужно учитывать и недостатки этой технологии:

  1. Горючесть материалов. Поэтому нужно заранее позаботиться о пожарной безопасности. Для этого придётся обшить каркас снаружи и внутри негорючим материалом, грамотно провести электропроводку, использовать для утепления каменную вату. Также можно пропитать дерево антипиринами — веществами, повышающими огнестойкость.
  2. Возможность разрушения от размножения плесени или грибка, гниения, атаки грызунов. Чтобы предотвратить это, нужно пропитать древесину специальными антисептиками.
  3. Риск взлома. Деревянные стены каркаса менее прочны, чем кирпичные. Поэтому такой гараж лучше строить на собственном придомовом участке, чтобы обеспечить защиту от злоумышленников.

Подготовка к строительству гаража

Конечный результат может зависеть и от качества выполнения подготовительных работ.

Из чего можно собрать каркас

Каркас для гаража можно собрать не только из дерева, но и из профильных труб. Второй вариант обычно подразумевает строительство гаража из профнастила.

Металлический каркас имеет следующие преимущества:

  • более высокая прочность, чем у дерева;
  • негорючесть;
  • неподверженность влияниям биологических факторов.

Примерное время сборки такого гаража составляет неделю.

Металлический каркас довольно прочный

Деревянные каркасы можно условно разделить на две категории:

  • каркасно-щитовые;
  • брусовые.

В первом случае сборка производится из готовых блоков. Во втором каркас полностью собирается вручную — сначала «скелет» из бруса, затем наружная и внутренняя обшивка деревом, утепление и т. д.

Составление схемы с односкатной крышей

Это наиболее простая и распространённая конструкция.

Первая и важная часть этапа подготовки — создание проекта и проведение расчётов. К нему нужно подойти грамотно, чтобы точно знать, сколько и какого материала понадобится. Подготовить проект можно тремя способами:

  • с помощью специального ПО на компьютере;
  • заказать его у строительной компании;
  • использовать готовые проекты.

Размеры гаража должны соответствовать габаритам вашей машины. Но все лучше ориентироваться на более крупные автомобили.

Чаще всего строят гараж с односкатной крышей

Пошаговая инструкция строительства гаража

Построить каркасный гараж своими руками очень легко, если следовать подробной инструкции.

Технология возведения столбчатого и свайного фундамента

Фундамент для каркасного гаража можно выполнить из бетонных блоков или винтовых свай. Процесс создания фундамента из бетонных блоков состоит из следующих шагов:

  1. Можно купить готовые бетонные блоки или отлить их самостоятельно. Для этого вам понадобятся формы и арматура. Для приготовления раствора используйте цемент, речной песок, щебень, воду. Формы можно изготовить из досок или фанеры. Они представляют собой ящики без дна с соотношением сторон 2:1. Формы устанавливают на накрытый полиэтиленом стол.
  2. Заливка форм происходит в два этапа. Сначала их заливают наполовину, затем укладывают нарезанную арматурную сетку, и заливают формы до конца. После извлечения из форм блоки нужно просушить в течение нескольких недель.
  3. Теперь необходимо подготовить площадку для гаража. Её очищают от мусора, корней, слегка заглубляют и выравнивают. После этого площадку рекомендуется засыпать песком, и сделать разметку по периметру будущего гаража.
  4. Бетонные блоки укладывают в два ряда, перевязывают их между собой цементным раствором и кладочной сеткой. Первый ряд заглубляют в землю, второй кладут сверху на него. Затем нужно дать раствору просохнуть в течение нескольких суток.
  5. Внешнюю сторону фундамента нужно гидроизолировать битумной мастикой, которая наносится в 2–3 слоя (каждому из них необходимо надо давать время просохнуть).
  6. После этого можно сделать песчаную засыпку до уровня поверхности грунта.

Бетонные блоки для фундамента под каркасный гараж можно сделать самому

Фундамент на винтовых сваях своими руками также обустроить несложно:

  1. В местах установки свай нужно вырыть неглубокие ямки.
  2. Сваи необходимо вставить в них и вворачиваются в грунт с помощью рычагов. При этом нужно выравнивать их по вертикальному уровню.
  3. После установки всех опор верхушки нужно подрезать по горизонтальному уровню.
  4. Полости внутри свай залить бетоном.
  5. Устанавливают оголовья, к которым крепится ростверк.

Подробная инструкция сбора деревянного каркаса

Для этого нужно:

  1. Поверхность фундамента гидроизолировать рубероидом в 1–2 слоя. Это делается для предупреждения гниения древесины.
  2. На рубероид уложить брус нижней обвязки по периметру конструкции. В углах его соединить врубками и шпонками.

Угловые соединения бруса нижней обвязки должны быть тщательными

Установка угловых стоек должна контролировать строительным уровнем

Поскольку гараж будет с односкатной крышей, то одна из стен должна быть выше. Это учитывается при установке вертикальных стоек, которые нужно делать разной высоты.

Монтаж крыши на постройке из дерева

Монтаж односкатной крыши для каркасного гаража выполняется в следующей последовательности:

  1. Балки перекрытия крепятся к брусу верхней обвязки с помощью нагелей или гвоздей.
  2. На балки укладывается пароизоляционная плёнку. Её не нужно сильно натягивать, она должна слегка провисать — не более, чем на 0,5 см.
  3. Поверх плёнки крепится обрешётка из доски с шагом в 0,5 м.
  4. Стелится кровля, которую вы выбрали для гаража — шифер, металлопрофиль и т. д.

Чаще всего для гаража выбирают односкатную крышу

Какая нужна обшивка

Обшивку гаража можно сделать из:

  • металлопрофиля;
  • листов OSB.

Для деревянного каркаса чаще используют второй вариант.

Снаружи листы крепятся саморезами. Между ними нужно оставлять небольшой зазор (2–3 мм). Со временем листы могут менять размеры из-за перепадов температуры и повышенной влажности, а зазоры не позволят им выталкивать друг друга.

Изнутри гараж также можно обшить листами OSB по такому же принципу. Только зазоры не должны совпадать с зазорами наружной обшивки.

В качестве утеплителя можно использовать каменную вату. Её нужно прокладывать между стойками, не забывая фиксировать внутренней обшивкой. Перед укладкой ваты можно закрепить на стенах ветрозащитную плёнку.

При желании каркасный гараж можно утеплить изнутри

Отделка

Наружная и внутрення отделка стен каркасного гаража может быть любой:

  • штукатурка;
  • покраска;
  • облицовка сайдингом.

Делается это для защиты стены от атмосферных воздействий. Перед тем как наносить штукатурку, листы OSB нужно обработать специальной грунтовкой.

Видео: как построить каркасный гараж своими руками

Следуя пошаговым инструкциям, вы сможете построить каркасный гараж своими руками. Если подойти к работе ответственно, он прослужит вам долго. Хранение автомобиля в таком гараже продлит срок службы элементов кузова благодаря комфортному климату и температуре.

Каркасный гараж своими руками – пошаговая инструкция

Каркасный гараж – один из самых простых вариантов строительства подсобного помещения для хранения автомобиля. Он не только прост технически, но также обходится дешевле кирпичных или бетонных стен. Ценовая и техническая доступность – вот главные преимущества каркасных строений. Как построить каркасный гараж самостоятельно? Какие особенности важно учесть для надёжного и правильного строительства?

Виды каркаса

Каркасные гаражи могут быть выполнены из различных материалов – дерева, OSB, шиферных асбестоцементных листов, пластикового сайдинга, металлических панелей. В зависимости от материала каркасных элементов и стен, гаражи делят на следующие виды:

    Деревянные строения – в них в качестве опор чаще используют деревянные балки или брёвна, а в качестве стеновой обшивки – обрезные и необрезные доски, вагонку, панели из древесных материалов. Как правило, деревянные коробки возводят при работе с «тем, что есть», когда постройка строится из подручных средств, имеющихся в наличии – деревянных панелей, досок. Деревянные стены требуют качественной защиты от влаги и намокания. Их необходимо ежегодно красить или покрывать лаком. А также периодически менять подгнившие испорченные доски, ставить взамен новые деревянные панели. Металлические – наиболее частные виды каркасных строений для хранения авто. В них в качестве опор используются металлические углы, швеллера, балки. В качестве стеновой обшивки – металлические листы. Это могут быть профилированные листы металла или ровный прокат. Для того чтобы построить каркасный гараж своими руками из металла, необходимо иметь в наличии сварочный аппарат и уметь работать с дуговой сваркой.

Подробнее о строительстве гаража каркасного из разных материалов – на видео.

Строительство каркасного гаража

Чертёж каркаса и будущей постройки необходим начинающим строителям. Он также нужен для расчётов расхода строительных материалов – опорных балок, стеновой обшивки, кровельных панелей. Можно пользоваться готовыми чертежами гаражей, типовыми решениями, которые приводятся в различных рекомендациях по строительству каркасных гаражей своими руками, в пошаговых инструкциях. Или обратиться к специалистам и заказать расчёт и чертёж вашего гаража с индивидуальными размерами, требуемой конструкцией.

Развернутый чертеж.

В готовом чертеже должен быть рисунок-эскиз будущего каркаса.

Эскиз-рисунок каркаса.

Также должен быть чертёж с указанием размеров всех каркасных элементов, расстояния между ними и способов крепления между собой. Также в чертеже указывается вид и размеры панелей стеновой обшивки, и способы её крепления к стойкам каркаса. Оговаривается материал размер кровельных листов, а также шаг-расстояние кровельных лагов. Правильно составленный чертёж со всем размерами может использоваться в качестве инструкции к строительству гаража.

Фундамент

Строительство каркасного гаража начинается с проектирования. А работы по его возведению начинаются с закладывания фундамента. Стены будущего гаражного строения могут быть лёгкими и холодными, но основание должно быть глубоким (при наличии смотровой ямы) и прочным.

Чаще всего в качестве основы под каркасный гараж используют фундаментную плиту. Она имеет достаточные показатели прочности, и укладывается в короткие сроки. Однако при этом отличается весом и требует работы погрузочно-разгрузочной техники. При использовании подъёмного крана плита укладывается на место будущего подсобного строения в течение часа.

Плита фундамента.

Перед укладыванием плиты проводят подготовительные работы – разравнивают грунт, при необходимости делают небольшое углубление или наоборот, приподнимают будущее, выполняя насыпь. При укладывании бетонной плиты в яму её дно предварительно отсыпают слоем песка – для отвода грунтовой воды, в качестве дренажного слоя. Если же плита укладывается поверх грунта без заглубления, или на возвышенном месте, то достаточно разровнять и утрамбовать землю.

Готовую фундаментную плиту используют в том случае, если под гаражом нет необходимости сооружать смотровую яму. Если же есть необходимость в традиционной гаражной яме, то сначала сооружают её, и только после – приступают к фундаменту, стенам и крыше.

Яма для гаража обустраивается в виде грунтового заглубления необходимой длины, ширины и глубины. Её стены выкладываются кирпичом, или отливаются бетоном, дно также выкладывают небольшой бетонной плитой. После обустройства ямы – приступают к заливке основной фундаментной плиты.

Монолитный фундамент со смотровой ямой.

Для подготовки грунта к заливке дно будущей плиты отсыпают песком. После этого песок проливают водой и трамбуют. Поверх – выкладывают каркас будущего фундамента – из металлической арматуры, сетки, проволоки, по периметру фундамента сооружают опалубку. После – льют бетон.

На застывание фундаментной плиты дают месяц. Наступать на плиту основания можно уже через сутки. Бетон будет достаточно прочным, чтобы выдержать вес человека и проводить дальнейшие строительные работы. А вот ставить автомобиль можно только после набора окончательной прочности – через 28 календарных дней.

Поверхность гаражной плиты должны быть влагостойкой. При постановке машины с её колёс и днища будет сливаться вода. Проникая в поры бетона, при замерзании капли влаги будут расширять поры, инициировать растрескивание поверхности. Поэтому перед заливкой бетона в смесь добавляют влагостойкие компоненты типа Пенетрон, Аквастоп. При установки готовой фундаментной плиты её поверхность пропитывают водостойкой смесью.

Сборка каркаса

Сборка каркаса под гараж начинается с обустройства вертикальных опор. При этом опоры могут бетонироваться в плиту фундамента в процессе заливки, или могут быть прикреплены к бетонному основанию на анкерные соединения, вместе с нижней обвязкой. Наиболее качественный и надёжный вариант – бетонирование стоек с заглублением в фундаментную плиту и грунт. Его используют для строительства на открытых местах с большой ветровой нагрузкой. Он требует сооружения ямы для каждой опоры и её отдельное цементирование.

Стойки в грунте с бетонированием.

Более простой и доступный вариант – использование нижних лаг и крепёжных элементов. В этом способе вертикальная опора не заглубляется в грунт, а крепится с помощью металлического уголка к бетонному полу или деревянной балке, которая выполняет роль нижней обвязки. Такую балку предварительно крепят к плите фундамента, и после – устанавливают на неё опоры каркаса.

Поверх вертикальных несущих опор кладут верхние горизонтальные лаги. На них – сооружают перекрытия под крышу. Сама крыша сооружается из кровельных листов, которые укладывают поверх лаг перекрытия (элементов кровельного каркаса). Нижний ряд кровли укладывается с небольшим свешиванием.

Его край должен выходить за периметр строения на 50-60 см. Такой свес крыши предупреждает излишнее намокание стен и этим обеспечивает их сухость, долговечность и отсутствие влаги, плесени в гараже. Минимальный размер карниза, до полуметра, гарантирует защиту стен от слива сточной дождевой воды.

Подробнее о соединении опор каркасного гаража – на видео.

Виды крыш

Кровля гаража может быть выполнена в виде одно- или двускатной конструкции. Для выполнения работ своими руками при минимальном строительном опыте проще соорудить крышу односкатной. В таком случае слив дождевой воды будет осуществляться в одну сторону гаражного строения. Для того чтобы равномерно распределить слив на обе стороны гаража, конструкцию крыши делают двускатной.

Односкатная кровля.

Для сооружения односкатной крыши стены гаража выполняют разными по высоте. Одну стену поднимают выше другой на 300, 400 и более мм. Разница в высоте стен определяет угол наклона крыши, который, в свою очередь, зависит от количества снеговых осадков в зимний период года.

При разнице высоты стен 300-400 мм и ширине гаража 3 м кровля получает наклон на 10-15°. Что достаточно для скатывания снега в регионах с умеренным количеством осадков. Для постройки гаража в зонах с большими снеговыми осадками угол наклона кровли делают большим, до 30°.

Односкатная крыша сделанная по каркасной технологии.

После сооружения каркаса приступают к навешиванию кровельных элементов. Пошаговая инструкция к каркасному гаражу регламентирует правила монтажа кровельных панелей. Работу начинают с укладывания нижнего ряда листов кровли. Поверх – кладут листы следующего ряда. Последним укладывают верхний ряд, расположенный вдоль приподнятой стены. Таким образом, листы кровли перекрывают друг друга и не допускают попадания влаги внутрь гаражного пространства во время дождя, снегопада.

Для сооружения двускатной крыши каркас собирают из треугольных каркасных элементов. Их размер определяется шириной гаража и углом наклона крыши. Треугольные элементы собирают на земле и после – поднимают на крышу. Здесь их устанавливают на верхней обвязке стен. Поверх готового кровельного каркаса – укладывают шифер или металлический профиль.

Отделка

Внутренняя отделка подсобного помещения часто отсутствует вовсе. Особенно если гараж строят без утепления. Реже, при обустройстве тёплого гаража, возникает необходимость закрыть изолирующий материал от внутреннего пространства. В таком случае, внутренняя отделка становится необходимой и обязательной.

К материалу внутренней обшивки стены не ставят требования влагостойкости. Поэтому часто используют панели из отходов деревянного производства (OSB, ДСП) или листы фанеры. При необходимости, выполняют встроенные в стену полки, шкафы, крепя их к опорам гаражного каркаса.

Утепление

Необходимость утепления встаёт тогда, когда зимой в гараже необходимо проводить какие-либо работы. Или когда планируется обустройство тёплого гаража с возможностью сушить днище машины после езды в холодное и мокрое время года.

Утепление своими руками.

Утепление гаража отличается от аналогичных работ в жилых строениях выбором теплоизолятора. Если в жилых помещениях важно обеспечить здоровый микроклимат, обустроить естественную циркуляцию воздуха, то в гаражное утепление выполняется проще. Можно обойтись принудительной периодически работающей вытяжкой. А также использовать менее полезные и более дешёвые утеплители – пенопласт и стекловату.

При утеплении стекловатой её располагают между вертикальными стойками. Благодаря сжимаемости она легко удерживается в распоре. Толщина ватного утеплителя определяется уровнем зимних температур. Для жилых строений при средней температуре -10°C выбирают толщину ватного утепления до 100 мм. Для гаражей и других подсобных помещений выбирают толщину до 50 мм.

Утепление пенопластом не имеет недостатков использования стекловаты. Пенопласт со временем не оседает и не теряет свою форму. При этом он достаточно недорого стоит, что делает его популярным материалом каркасного гаражного утепления.

Если жилые помещения не рекомендуют изолировать пенополистиролом из-за возможных вредных испарений, то для гаражного пространства этот вид утеплителя является оптимальным. Он недорого обходится, легко монтируется и длительно работает в качестве теплоизолятора, удерживая тепло внутри строения.

При монтаже пенопласта между стойками каркаса образуются щели. Это объясняется с жёсткостью пенопластовых плит. Образовавшиеся монтажные щели задувают пеной.

Виды гаражных ворот

Каркасные гаражи на фото отличаются конструкцией въездных ворот. Традиционно ворота гаража выполняют распашными двустворчатыми. Однако возможны и другие конструкции. Какими могут быть гаражные ворота?

Ворота.

Распашные – традиционная форма ворот в виде дверей, которые распахиваются, открываются наружу помещения. Наиболее простая и доступная в строительстве своими руками конструкция. Открывается в ручном режиме.

Раздвижные – усовершенствованная форма въезда в гараж, которая может быть дополнена автоматическим устройством. В таком варианте дверь гаража отъезжает по рельсам в сторону при подаче сигнала с дистанционного устройства.

Также возможны подъёмно-роллетные конструкции, однако их стоимость значительно выше, поэтому они реже используются в каркасных конструкциях.

Как построить каркасный гараж из дерева своими руками

Построить каркасный гараж своими руками несложно. Для этого не нужно обладать особыми навыками. Чтобы провести технический расчет, достаточно иметь под рукой калькулятор, лист бумаги и карандаш. Составлять проект с чертежами в масштабе и подробным описанием всех деталей тоже нет необходимости. Обычно рисуют схему, на которой указывают размеры составных частей. Основой является обрешетка, воспринимающая нагрузку от крыши и собственной массы. Ее обшивают изнутри и снаружи, укладывая в ячейки утеплитель и звукоизоляцию. Постройка может быть частью здания или стоять отдельно от него.

Делаем деревянный каркасный гараж

Преимущества и недостатки конструкции

Плюсы

  • Небольшая масса по сравнению с сооружениями из камня, железобетона, бревен и кирпича. Это позволяет использовать легкий фундамент и упрощает технологию строительства. Для монтажа сборных элементов не нужен подъемный кран, спецтехника и площадь, на которой их приходится размещать. Следует заметить, что массив тяжелее, чем профильная труба или уголок из стали.
  • Высокая скорость проведения работ. Полые стены из крупных деталей возводятся за 2-4 недели. Нет необходимости ждать, когда схватится цементный раствор. Секции легко устанавливать, как и металлическую обрешетку с винтовыми соединениями. При этом мягкие края проще подогнать по размерам.
  • Долговечность — срок эксплуатации при правильно выбранной технологии составляет несколько десятков лет.
  • При отделке достаточно положить один слой шпаклевки. Оштукатуривание поверхности не нужно.
  • Отсутствие усадки, позволяющее сразу после завершения строительства перейти к внутренней облицовке. Железобетонные стены дают заметную усадку в течение трех лет. В этот период лучше не заниматься шпаклеванием и оштукатуриванием — покрытие отслоится из-за деформации основания.
  • Паропроницаемость древесины и фанерной обшивки — когда стены «дышат», находиться внутри гораздо комфортнее.
  • Возможность провести качественную тепло- и звукоизоляцию без увеличения толщины ограждающих конструкций. Бетон и кирпич лучше проводят холод, чем ячейка, заполненная волокнистыми плитами.
  • Монтаж можно проводить в любое время года. Тогда как кирпичную кладку, заливку ленточного фундамента и другие работы, связанные с использованием цементного раствора, стараются проводить при положительной температуре, иначе смесь не наберет марочную прочность. Чтобы решить проблему, необходим постоянный прогрев в процессе схватывания.

Минусы

  • Низкая влагостойкость древесины — под воздействием сырости она начинает гнить и быстро разрушаться. Чтобы защитить ее от внешних воздействий, массив пропитывают антисептиками и покрывают лаком или краской. Чтобы сделать непроницаемыми нижние опоры, которые находятся постоянной сырости, применяют особые пропитки для свай и других деталей, контактирующих с водой и грунтом. Полная обработка занимает несколько дней. Уголок и профильную трубу обрабатывают за один день.
  • Пожароопасность — массив горит даже после пропитки антипиренами — добавками, снижающими горючесть. Это свойство может оказаться решающим, ведь внутри находится машина и легко воспламеняющиеся вещества.
  • Обшивка не способна выдержать тяжелую полку — ее нужно крепить к внутренней опоре, найти которую нелегко. Она занимает небольшую площадь.
  • Низкая прочность по сравнению с массивными сооружениями из кирпича, бетона и бревен.

Требования к расположению постройки

На этапе подготовки схемы важно учесть расположение объекта на участке. Он не должен мешать соседям, перекрывать проезд, создавать другие неудобства. Кроме того, существует ряд требований, приведенных в СНиП 2.07.01-89:

  • Расстояние до соседних окон — от 6 м.
  • До границ территории — от 1 м.
  • До стен основного одноэтажного здания — 3 м, двухэтажного — 5 м. Замер ведется от цоколя либо от стен, если цоколь отсутствует.
  • До проезжей части — не менее 3 м.

Расстояние от здания взято с учетом требований пожарной безопасности. Если объект имеет выступающий кровельный скат, замер ведут от его проекции. Требования касаются только капитальных сооружений с фундаментом. Легкие постройки, которые можно перенести, к ним не относятся.

Дополнительные ограничения может вводить администрация регионов, если они не противоречат законодательству и техническим нормативам.

Требования носят рекомендательный характер, и за их нарушение хозяин участка не несет ответственности. В случае, когда постройка мешает соседям, они в праве обратиться в суд. Если она находится возле детской площадки или закрывает окна жилого дома, решение суда будет в пользу истцов.

Чтобы уменьшить дистанцию до соседнего дома, необходимо заключить официальный договор с его владельцами. Этот документ обновляют каждые три года. Такое соглашение станет возможным, если постройка соответствует правилам пожарной безопасности. Ее следует снабдить ящиком с песком и резервуаром с водой, а на стену повесить щит с инвентарем и огнетушитель. Проводка должна находиться в гофрированных шлангах. Лампы нужно будет закрыть плафонами и решетками. Питание производится от отдельного распределительного щитка. Запрещается использование открытого пламени и отопительных радиаторов с незащищенными нагревательными элементами.

При продаже участка соседями договор аннулируется, и его придется заключать с новыми владельцами.

Ограничения по размерам

Согласно санитарно-техническим нормам и правилам каркасный гараж из бруса, расположенный на территории кооператива, должен быть не менее 7 м в длину и 5 м в ширину. Минимальная высота — 3 м. Эти нормативы также касаются крытых парковок на участках, специально предназначенных для их строительства.

Если сооружение является частью жилого дома, высота потолка принимается не менее 1 м от крыши машины. Такое же расстояние берут по бокам до стенок и стеллажей. Оно необходимо, чтобы дверцы автомобиля свободно открывались в обе стороны.

Подготовка материалов для стен

Как правило, применяют брус с сечением 15х15 или 10х10 см. При необходимости его можно склеить из досок. Они также служат для создания основы легких стен, обшивки и напольного покрытия. Используют доски с сечением 5х15, 2,5х15 и 5х10 см. Стандартная длина заготовок — 6 м.

При подборе заготовок следует уделить внимание их качеству. Не допускаются к работе изделия с механическими повреждениями, выпадающими сучками и смоляными подтеками. На поверхности не должно быть следов плесени. Если они есть, их необходимо счистить и провести пропитку антисептиками. Иногда плесень проникает слишком глубоко. От таких деталей проще избавиться, чем пытаться их спасти.

Массив должен быть сухим. Влажные волокна подвержены сильным деформациям при высыхании. Просушивать придется даже партию, соответствующую всем нормативам, но такие изделия практически не меняют свою форму и размеры. После просушки и лакировки они сохраняют ее в процессе эксплуатации.

В строительстве часто используют металлические уголки и пластины, которыми скрепляют деревянные детали по бокам. Высокой прочностью обладает сталь, но под воздействием атмосферной влаги она быстро ржавеет. Грунтовка и краска не способны обеспечить длительную защиту, поэтому лучше монтировать оцинкованные детали — им коррозия не грозит. Снаружи и внутри хорошо смотрятся крепежи из кованого железа. Они не ржавеют и по прочности не отличаются от высококачественной стали.

Детали рамы крепятся на саморезы — гвозди имеют гладкую поверхность, которая плохо держится в материале. Их используют для обшивки, которая не воспринимает больших механических нагрузок. Гвозди, шурупы и другие крепежи должны иметь оцинкованное покрытие, защищающее их от воздействия атмосферной влаги.

Материалы для кровли и фундамента подбираются в зависимости от их конструкции.

Варианты кровли

Ее конструкцию определяют на стадии подготовки проекта каркасного гаража. Для пристройки подойдет односкатная крыша. Если делать несколько плоскостей, они должны спускаться от главного здания — иначе образуется углубление, где будут постоянно скапливаться вода и мусор.

Отдельно стоящее сооружение обычно закрывают двумя скатами — иначе одну стену придется делать выше. Это приведет к перерасходу материалов. С плоской поверхности приходится чаще убирать снег.

Выбор фундамента

Для деревянной рамы подойдут облегченные конструкции со средней несущей способностью:

  • Плитный фундамент — он представляет собой горизонтальную железобетонную плиту, отлитую методом опалубки.
  • Ленточное мелкозаглубленное основание — железобетонная полоса по контуру стен.
  • Винтовые сваи и столбы, на которые сверху монтируется несущая рама. Опоры можно сделать из покрышек, заполненных песком и щебнем и залитых строительным раствором.

Какие трубы для отопления лучше: сравнительная характеристика

Отопление – неотъемлемая часть жилого помещения, обеспечивающая поддержание нормальной температуры в холодное время года. Насколько долгой и эффективной будет служба отопительной системы, напрямую зависит от качества труб, применяемых в ней, и их монтажа. Проблемы с установкой легко решаются специалистами, но прочность труб в основном определяется материалом изделия. Какие трубы использовать для отопления решает только владелец квартиры или дома, но для этого нужно знать особенности каждого вида.

Сегодня выделяют 6 основных видов труб для отопления:

  1. Медные трубы.
  2. Металлопластиковые трубы.
  3. Пластиковые.
  4. Трубы из полипропилена
  5. Стальные трубы.
  6. Стальные нержавеющие.

Полезной при выборе отопительных труб оказывается современная сантехническая поговорка: каждая труба хороша, если установлена на своем месте. Критериями выбора труб являются:

  • Долговечность.
  • Трудоемкость при установке.
  • Цена.

Медные трубы – качественная роскошь?

Трубопроводные изделия из меди надежны и универсальны: установка медных труб возможна и в водопроводы, и в газопроводы, и в отопительные системы.

Удивительный факт: водопровод в пирамиде Хеопса был изготовлен именно из этого металла, и, даже не смотря на его возраст (более 5 тысяч лет!), он сохранился в рабочем состоянии до сегодняшнего дня.

Преимущества медных труб:

  • Высокая теплопроводность (в 5 раз выше, чем у стали).
  • Устойчивость к коррозии в некислотной среде.
  • Выдерживание давления в 200-400 атм без нарушения спаек даже с тонкой стенкой трубы.
  • Стойкость к морозам (до 4 циклов) и выдерживание температур до +300 С.
  • Неподверженность воздействию хлора.
  • Бактериостатичность.
  • Защита от блуждающих токов, если медь покрыта полимером.

Недостатки медных труб:

  • Высокая цена на изделия (из-за которой спрос на медные трубы и упал).
  • Система из медных труб в отоплении может прослужить несколько веков при достаточной герметизации, которой можно добиться, если проводить монтаж сваркой. Однако процесс сваривания довольно трудоемкий, поэтому чаще установка производится при помощи фитингов с резиновой прокладкой. При этом срок эксплуатации значительно снижается, ведь резина быстро стареет и ссыхается, снижая герметичность в трубах.
  • Несовместимость с алюминием, сталью и прочими материалами, применяемыми в отоплении. Но электрохимической коррозии можно избежать, если использовать латунные или бронзовые соединения с «неподходящими» радиаторами.
  • Медные трубы без теплоизоляции или полимерной оболочки при монтаже в стены подвержены коррозии снаружи и плохи при блуждающих токах.

Металлопластиковые трубы – выбор сантехника

Трубы из металлопластика представляют собой тонкие алюминиевые трубы, плотно покрытые полиэтиленовой оболочкой с внутренней и наружной стороны.

Сравнительно новый материал на рынке товаров для отопления быстро стал популярен благодаря своим полезным свойствам.

Преимущества металлопластиковых труб:

  • Гибкость и сохранение своей формы.
  • Легкость материала и простота монтажа (как в стены, так и в пол).
  • Непроницаемость кислорода, вследствие чего устойчивость к коррозии.
  • Долговечность (более 20 лет эффективной службы).
  • Высокая стойкость к температурным перепадам. Рабочая температура: +95 С. Максимальная: +110 С.
  • Малое расширение при нагревании.
  • Полимерная поверхность не позволяет появляться плесени и грибкам.
  • Цена относительно высокая, но ниже, чем у медных труб.

Недостатки металлопластиковых труб:

  • Большое количество подделок на рынке
  • Высокая стоимость на крепежные соединения (фитинги)
  • Слабость фитингового соединения, которое после нескольких затяжек может разорваться.

Выбирая трубы не забудьте выбрать радиаторы. Никогда не стоит торопиться. Почитайте отзывы о биметаллических батареях отопления.

Пластиковые трубы

Сами по себе пластиковые трубы для отопления недостаточно прочны и эффективны, но технологии усовершенствовали это изделие. Армированные стекловолокном или алюминиевой фольгой трубы из пластика собрали в себе все лучшие качества металлопластиковых и пластиковых труб.

Преимущества пластиковых труб:

  • Легкость материала и простота установки.
  • Привлекательный дизайн, позволяющий монтировать их снаружи.
  • Неподверженность внутреннему налету солей, обеспечивающая постоянную проходимость потока воды.
  • Низкая теплоотдача, максимально сохраняющая тепло воды весь путь от котла до радиатора.
  • Минимальное количество резьбовых соединений, снижающее вероятность протечек.
  • Отсутствие ржавления.
  • Невысокая цена изделия по сравнению с трубами из других материалов.

Недостатки пластиковых труб:

  • Сильное тепловое расширение, из-за которого они могут деформироваться при температурах выше +95 С. Этого можно избежать, установив компенсаторы температуры или используя армированные пластиковые трубы.
  • Отсутствие гибкости, из-за чего приходится пользоваться специальными углами, неудобными при монтаже и не совсем эстетичными на вид.
  • Размеры пластиковых труб и фитингов обычно велики.
  • Соединение пластиковой и металлической трубы представляет опасность для герметичности системы и не выдерживает низких температур.

Качество отопительной системы из пластиковых труб сильно зависит от уровня профессионализма монтажника.

Стальные трубы для отопления – многолетний положительный опыт

Стальные трубы – это практически классика. Они установлены в отопительных системах большинства российских домов.

Их успешно используют на протяжении десятилетий, так как они долговечны и довольно надежны.

Преимущества стальных труб:

  • Устойчивость к высоким температурам (выше 100 С).
  • Выдерживание высокого давления и внешних механических воздействий.
  • Низкое тепловое расширение, позволяющее в критических ситуациях разогреть теплоноситель даже открытым пламенем, поднесенным к трубе.
  • Гарантированная долговечность при правильном монтаже системы.
  • Простота подключения отопительной сети к чугунному радиатору.
  • Дешевизна изделия.

Недостатки стальных труб:

  • Большой вес и негибкость представляют собой неудобство при монтаже, особенно в стены.
  • Требование опытного монтажника, умеющего качественно выполнять сварку, для установки труб.
  • Высокая цена на услуги монтажа стальных труб.
  • Частое засорение известковым налетом.
  • Подверженность коррозии, которую можно избежать, используя оцинкованные стальные трубы.
  • Оцинкованные стальные трубы не позволяют использование антифриза.

Сердце любой отопительной системы – котел. Если вы живете в сельской местности, возможно вам подойдет отопительный котел на опилках.

Или дизельный котел, он, кстати, очень не плох. Не верите? Вот здесь вся правда об этих котлах

Стальные нержавеющие трубы

Трубы для отопления из нержавеющей стали – прямой конкурент медным трубам, как по цене, так и по качеству. Такие трубы бывают сварными и бесшовными, причем последние лучше и дороже.

Привлекательный дизайн труб из нержавейки позволяет использовать их не только внутри стен, но и снаружи.

Преимущества труб из нержавеющей стали:

  • Устойчивость к коррозии и внутреннему известковому зарастанию.
  • Высокая теплопроводность позволяющая уменьшить толщину стенок трубы для бытового использования.
  • Низкий коэффициент теплового расширения позволяет не страшиться размораживания теплоносителя.
  • Выдерживание большинства физических воздействий.
  • Гибкие гофрированные трубы из нержавеющей стали особенно удобны при монтаже отопительных систем и имеют те же качества, что и обычные трубы из нержавейки.

Недостатки труб из нержавеющей стали:

  • Высокая цена на изделие и его монтаж.
  • Швы на сварных трубах могут начать протекать со временем.

Какие трубы лучше использовать для отопления?

Разумеется, все перечисленные виды труб делятся на множество подвидов, об особенностях которых могут рассказать квалифицированные консультанты. Однако, основываясь на общих данных, можно с уверенностью сказать какие трубы для отопления лучше в Вашем конкретном случае.

Если Вам по карману обустроить свою отопительную систему лучшими трубами, то пусть это будут медные или из нержавеющей стали. Средняя цена и неплохие качества металлопластиковых и пластиковых труб ставят их на второе место по годности в бытовых условиях. Стальные трубы для отопления – вариант не лучший, но широко распространенный, и при правильном монтаже такая отопительная система прослужит довольно долгое время.

11 советов, какие трубы для отопления лучше выбрать: материал, диаметр

Каким должно быть идеальное жилище? Ответ на этот практически философский вопрос можно искать долго, перечислять массу критериев и при этом забыть о главном. Залог уюта в доме – комфортная температура, а в условиях сурового отечественного климата поддерживать тепло можно только с помощью систем отопления. Кровеносными сосудами, на которые многие незаслуженно не обращают внимания, являются трубы. От качества их исполнения, правильно подобранного материала и диаметра зависит стабильность функционирования отопительной системы. Разбираемся, какие трубы для отопления лучше выбрать и знакомимся с основными характеристиками самых популярных материалов.

№1. Какими должны быть трубы отопления?

Назначение труб отопление понятно даже ребенку. Они должны транспортировать горячую воду от котла, каким бы он ни был, к радиаторам. Это очень ответственная деталь системы отопления, от качества исполнения которой зависит не только наш комфорт, но и безопасность.

К трубам отопления выдвигается такой минимальный набор требований:

  • прочность и долговечность. В течение всего срока службы трубы должны сохранять целостность. При возникновении небольших повреждений и проникновении сквозь них кислорода трубы могут начать ржаветь изнутри и засоряться. Большие повреждения приведут к утечкам теплоносителя, а это, в большинстве, случаев горячая вода. Последствия всего этого могут быть катастрофическими;
  • невысокая шумность в работе, ведь постоянно слушать звуки бурления воды – испытание для нервной системы;
  • эстетичность. Не всегда есть возможность спрятать трубы в стены или замаскировать их, поэтому они не должны пугать своим видом и тем более портить интерьер.

№2. Что учитывать при выборе труб отопления?

Нет универсальных труб, которые бы одинаково хорошо функционировали в разных помещениях. Чтобы подобрать лучшие трубы для отопления, т.е. наиболее оптимальные и подходящие в конкретных условиях, необходимо принять во внимание такие факторы:

  • температура и давление в системе, которые во многом зависят от того, какое отопление используется, индивидуальное или централизованное. В индивидуальных системах давление редко превышает 2-3 атмосферы, а в централизованных может подниматься до 16 атмосфер;
  • тип прокладки труб, наружный или скрытый;
  • суммарная площадь отапливаемого жилья;
  • проектная мощность котла и тип топлива (для частных домов);
  • условия функционирования трубопровода. Имеется в виду наличие на отдельных участках неотапливаемых помещений;
  • возможность проведения ремонта.

Все характеристики труб зависят от материала их изготовления – это важнейший параметр, который необходимо учитывать при выборе.

№3. Материал труб отопления: основные виды

В жилых помещениях используют такие виды труб отопления:

  • стальные;
  • из нержавеющей стали;
  • медные;
  • полиэтиленовые;
  • полипропиленовые;
  • металлопластиковые.

Некоторые из них (стальные) уже отживают свое, другие (полипропиленовые) только покоряют рынок, но производятся и используются сегодня все перечисленные типы труб, ведь системы отопления сильно отличаются и требуют индивидуального подхода при обустройстве.

№4. Стальные трубы для отопления

Стальные трубы до некоторых пор были самым популярным и практически единственным вариантом организации отопительной системы. Время шло, появились достойные альтернативы, но при этом стальные трубы до сих пор устанавливаются, правда, преимущественно в частных домах. Производят их из качественной углеродистой стали.

Основные достоинства:

  • прочность, надежность, высокая устойчивость к гидроударам, скачкам давления и температуры в системе. Материал не боится механических повреждений;
  • низкий коэффициент температурного расширения, поэтому обходиться можно и без компенсаторов;
  • высокая теплопроводность;
  • доступная стоимость по-прежнему остается одной из основных причин выбора данного типа труб.

Минусы:

  • невысокая коррозионная стойкость. Постепенно трубы начинают зарастать, их пропускная способность падает. Более того, коррозионные процессы могут привести к образованию протечек и выходу трубы из строя. Чтобы этого избежать, рекомендуют защищать поверхность трубы методом цинкования;
  • большой вес и габаритность;
  • сложный монтаж. Отдельные элементы соединяются в систему с помощью сварки. Если нет навыков работы со сварочным аппаратом, то для выполнения монтажных работ понадобится помощь профессионалов. Сварка – это еще и высокая вероятность повреждения предметов и поверхностей, находящихся поблизости. Альтернативный вариант – резьбовое соединение отдельными элементами, но нарезка резьбы – это не менее кропотливое и трудоемкое занятие. К тому же, придется столкнуться с многочисленными муфтами, уголками и тройниками, от качества установки которых зависит главное – целостность всей системы;
  • материал проводит блуждающие токи, которые повреждают внутреннюю поверхность труб.

№5. Нержавеющие трубы для отопления

Гофрированные трубы из легированной нержавеющей стали лишены многих недостатков стального аналога. Их используют для обустройства систем отопления в новых домах, а также для реконструкции отопительной системы в старых, большую популярность они приобрели в обустройстве теплых полов, горячего и холодного водоснабжения. Столь широкая сфера применения объясняется главной особенностью данного вида труб – способностью гнуться.

Преимущества:

  • нержавеющие гофрированные трубы устойчивы к коррозии, не собирают на стенках накипь, долговечны;
  • стойкость к гидроударам и внешним механическим воздействиям;
  • незначительное температурное расширение;
  • гибкость, причем гнется такая труба практически без уменьшения внутреннего диаметра. Это удобно, когда пространство для монтажа системы отопления ограничено. Кроме того, сложные в плане конфигурации системы можно устанавливать с минимальным количеством соединений. Данная особенность сделала нержавеющие трубы очень популярными при обустройстве водяных теплых полов;
  • высокая теплоотдача;
  • относительно несложный монтаж;
  • широкая сфера использования.

Минус, как можно догадаться, только один – стоимость, но она окупается долговечностью и простотой монтажа. Еще одна неприятная особенность – невысокая долговечность уплотнительных колец, около 30 лет.

№6. Медные трубы для отопления

Продолжим изучение металлических труб отопления. Медные трубы начали использоваться еще в XVII и активно применяются до сих пор, несмотря на появление более дешевых вариантов.

Преимущества:

  • долговечность, сравнивая со сроком службы зданий. Медные трубы и фитинги не теряют своих качеств в течение 100 лет и более;
  • устойчивость к коррозии, высокая герметичность, отсутствие способности пропускать воздух и накапливать отложения на внутренней поверхности, поэтому с годами пропускная способность труб не уменьшается;
  • высокая теплопроводность;
  • устойчивость к перепадам температур (диапазон рабочих температур от -200 до +500 0 С) и скачкам давления в системе;
  • эстетичный внешний вид.

Основной минус – высокая цена. Мало того, что сам материал дорогой, так еще и основные производители сосредоточены за пределами страны. Если же принять во внимание долговечность материала и отсутствие проблем в ближайшие 100 лет, то стоимость не выглядит таким уж весомым недостатком. Если вопрос выбора труб отопления не упирается в бюджет, то лучшим вариантом станут медные трубы. Процесс монтажа специфический, поэтому лучше обратиться за помощью к профессионалам.

Чтобы система отопления прослужила много лет, лучше не комбинировать медные трубы со стальными нелегированными. Последние будут очень быстро ржаветь. Если же такой комбинации не избежать, то пусть стальные трубы будут находиться перед медными по направлению движения воды.

№7. Полипропиленовые трубы для отопления

Полипропиленовые трубы изготавливают на основе полимеров, существует несколько видов таких труб, но в системе отопления обычно применяют трубы PPs из специального пропилена. Материалы группы термопластов, к которым и относятся все типы полипропиленовых труб, неустойчивы к высоким температурам, поэтому для систем отопления необходимо брать только армированные трубы, причем желательно стекловолокном. Так, например, трубы типа PN25 имеют армирование, выдерживают давление в системе до 25 атм и температуру +95 0 С с кратковременным повышением до +120 0 С.

Преимущества:

  • относительно длительный срок эксплуатации. Если верить производителям, долговечность достигает 50 лет;
  • устойчивость к коррозии. Внутренняя поверхность труб остается гладкой в течение всего срока эксплуатации, не ухудшая пропускную способность. Благодаря герметичности кислород не проходит внутрь системы и не повреждает ее металлические элементы;
  • высокая механическая прочность;
  • небольшой вес;
  • стойкость к низким температурам. Если в трубе замерзла вода, за целостность можно не переживать – благодаря способности расширятся материал не будет поврежден и после оттаивания примет первоначальную форму;
  • герметичное соединение, которое обеспечивается специальными фитингами и сваркой;
  • относительно несложный процесс монтажа. Для соединения отдельных элементов фитингами используют специальный сварочный аппарат, который в народе часто называют утюгом и паяльником. На сварку стыка уходит несколько секунд, а научится работать аппаратом несложно;
  • невысокий уровень шума при движении воды по трубам, особенно если сравнить с металлическими аналогами;
  • полная безвредность для здоровья;
  • относительно низкая цена. Полипропиленовые трубы обойдутся дешевле, чем металлопластиковые или нержавеющие.

Среди недостатков:

  • невозможность использовать в пожароопасных помещениях;
  • высокое линейное расширение оборачивается необходимостью использования компенсаторов.

Часто к недостаткам причисляют невысокую термостойкость, низкую жесткость и неустойчивость к гидроударам. Это объясняется неправильным выбором полипропиленовых труб. Для систем отопления необходимы только армированные изделия, которые не провисают, выдерживают высокую температуру и давление. Кроме того, большое значение имеет процесс производства: при нарушении технологии выходят трубы ненадлежащего качества, поэтому предпочтение лучше отдавать проверенным именитым производителям.

№8. PEX-трубы, или трубы из сшитого полиэтилена

За счет особой технологии производства в структуре полиэтилена появляются новые молекулярные связи, которые и обеспечивают дополнительную прочность и прочие полезные свойства. Сегодня такие трубы используются не только в системах отопления, но и при монтаже теплых полов, а также при обустройстве системы горячего водоснабжения.

Преимущества:

  • стойкость к коррозии;
  • прочность наряду с достаточной гибкостью;
  • долговечность до 50 лет;
  • возможность выдерживать температуру теплоносителя до 120 0 С, перепады температуры и давления;
  • незначительный вес.

Из минусов выделим высокую цену на сами трубы и фитинги и необходимость наличия специального оборудования для монтажа, поэтому используются они достаточно редко.

№9. Металлопластиковые трубы для отопления

Металлопластиковые трубы многие называют наиболее сбалансированными по соотношению цена/качество. Такая народная любовь имеет под собой серьезные основания. Изделие производят на основе полиэтилена и алюминиевой фольги: внешний и внутренний слой – это пластик, посредине находится фольга, которая играет роль каркаса и придает конструкции жесткость, а связывает все слои клей с высокими показателями адгезии к металлу и пластику. Подобное строение позволяет говорить о массе преимуществ:

  • устойчивость к коррозии, ведь теплоноситель контактирует только с пластиком;
  • внутренний слой гладкий и не накапливает отложения;
  • герметичность и непроницаемость кислорода, поэтому металлические детали системы будут в безопасности;
  • материал хорошо гнется, поэтому можно легко создать эффективную систему отопления даже в помещениях сложной конфигурации. Более того, продают трубы в бухтах по 50-500 м, поэтому одним отрезком можно выстроить систему отопления в больших пространствах, а чем меньше мест соединения, тем меньше вероятность протечки;
  • долговечность до 50 лет;
  • относительно несложный монтаж;
  • материал не передает блуждающий ток.

Минусы:

  • неустойчивость к механическим нагрузкам и открытому огню;
  • низкая устойчивость к ультрафиолетовым лучам, поэтому лучше использовать защиту в виде гофротрубы;
  • цена в два раза выше, чем на полипропиленовые трубы.

Также стоит отметить такое свойство, как отсутствие линейного расширения. С одной стороны, можно смело вмуровывать трубы в стены, не боясь повредить будущую отделку. С другой стороны, если теплоноситель замерзнет, материал не выдержит нагрузки и порвется. Это хороший вариант для постоянно отапливаемых посещений.

Соединять элементы можно посредством разъемного, условно разъемного или неразъемного фитинга. Для последнего необходимо специальное дорогое оборудование, а при монтаже резьбового фитинга требуется большая осторожность, так как гайкой можно повредить трубу.

№10. Так как трубы отопления лучше выбрать?

Если предполагается самостоятельный монтаж всей системы отопления, то лучше брать полипропиленовые трубы. Они дешевые, все соединения выходят полностью герметичными, а работать специальным сварочным аппаратом по полипропилену быстро научится даже тот, кто имеет минимальный строительный опыт. Больше времени уйдет не на монтаж, а на расчет и подготовительные работы. Главное, приобрести армированные стекловолокном полипропиленовые трубы и краны из нержавеющей стали, и вся система будет работать долго и надежно.

Металлопластиковые трубы – также неплохой вариант. Они, хоть и стоят дороже, но для монтажа не потребуются никакие специфические инструменты – только гаечный ключ, но соединение со временем рискует потерять герметичность.

Если располагаете средствами, то хорошим вариантом станут трубы из нержавеющей стали. Еще дороже обойдутся медные трубы, но они того стоят.

№11. Диаметр труб отопления

Трубы, выполненные из разного материала, представлены в различном диаметре. Чтобы подобрать наиболее подходящее значение, необходимо изучить всю схему отопительной системы и попросить помощи специалистов. Приблизительный диаметр можно рассчитать самостоятельно. Учитываются такие параметры, как площадь помещения, от которой зависит тепловая мощность, и скорость движения теплоносителя.

Многие ошибочно думают, что чем больше диаметр трубы, тем выше эффективность системы. На самом деле при выборе слишком больших труб давление в системе снижается, и отопление и вовсе пропадает – теплая вода не может обогнуть всю систему трубопровода и радиаторов. Чем меньше диаметр, тем выше скорость потока воды. В идеале скорость должна быть выше, чем 0,2 м/с, но меньше 1,5 м/с, иначе процесс циркуляции теплоносителя будет слишком шумным.

Диаметр выбирают на основе расчета требуемой тепловой мощности. Для комнат с высотой потолков до 3 м на каждый 1 м 2 необходимо 100 Вт энергии. Для комнаты площадью 20 м 2 , например, необходимо 2000 Вт тепловой мощности, сюда стоит добавить 20% запаса, получаем 2400 Вт. Данная тепловая мощность обеспечивается одним или двумя радиаторами, если окон в комнате два – под каждое окно. По таблице смотрим, что для покрытия этой мощности необходимы трубы с внутренним диаметром 8 мм, но подойдут и 10 мм. Конечно, это все условные расчеты, но сориентироваться в бюджете на покупку труб они помогут.

Напоследок отметим, что на трубах отопления лучше не экономить – это убережет от многочисленных проблем. Отлично зарекомендовала себя продукция таких производителей, как Akwatherm, Rehau, Banninger, Wefatherm, FV-Plast.

Читайте также:  Модульная мебель для гостиной – примеры и варианты исполнения, отзывы
Ссылка на основную публикацию